+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

Содержание

Федеральный закон 458 об отходах производства и потребления

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

Все возможные действия с отходами на сегодняшний день регулирует последняя редакция 458 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Его содержание касается всех видов мусора, который образуется в промышленности и на предприятиях потребительского сектора. Закон определяет и новые нормы получения лицензий на деятельность с мусором.

Что это за закон

В декабре 2014 года на основе более старого закона (ФЗ-89, 1998 года) был принят Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Он определяет правовые нормы для действий с мусором различного рода, в том числе и таким, который может нанести вред окружающей среде или человеку.

Изначально ФЗ-89 касался только промышленных отходов, но дальнейшие правки стали регулировать и отходы потребительского сектора.

Еще одна область, в которой работает новая версия ФЗ — перевозка и переработка мусора, его обработка и утилизация.

Что представляет собой

Закон ФЗ-458 представляет собой перечень правил, устанавливающих нормы обращения с отходами. К ним относятся правила транспортировки мусора от промышленного и потребительского сектора, условия его сбора и дальнейшего обращения с ним (переработки, утилизации).

Этот закон вносит разнообразные и многочисленные правки в другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.

ФЗ-458 регламентирует правила уничтожения и обезвреживания мусора первых четырёх классов опасности и процедуру лицензирования такой деятельности.

Важно! Закон 458 устанавливает обязанности для производителей и импортеров в отношении уничтожения или переработки:

  • производственных отходов;
  • продукции, не годящейся для употребления из-за утраты или повреждения упаковки;
  • продукции, по другим причинам лишившейся потребительских свойств;
  • самой упаковки продукции.

В ФЗ- 458 устанавливаются и нормативы утилизации на количество отходов от производственных предприятий и компаний потребительского сектора.

Согласно закону все предприятия должны:

  • либо обеспечивать утилизацию (или переработку) собственных отходов своими силами;
  • либо заключать договоры с лицензированными операторами по обращению с отходами;
  • либо платить в казну экологический сбор.

Обратите внимание! Одно из нововведений, добавленных в закон «Об отходах производства и потребления» в 2015 году, оговаривает введение так называемого «экологического сбора», специальной категории выплат для производителей, которые по каким-либо причинам не исполняют обязанности по переработке или утилизации собственных отходов.

Основные статьи закона. Последняя редакция ФЗ-458

Последняя редакция ФЗ-458 содержит в себе 24 статьи, которые регулируют разные аспекты обращения с отходами производства и потребления:

  • первые четыре статьи ФЗ-458 определяют ключевые термины, использующиеся в законе, дают им толкования и вносят поправки в формулировки принятых ранее законов;
  • пятая статья вносит корректировки в ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: теперь он регламентирует и накопление производственных и потребительских отходов, чего не было в предыдущих версиях;
  • седьмая статья вносит изменения в процесс установления нормативов образования отходов, также в этой статье к организации сбора мусора добавляется пункт об организации раздельного сбора мусора.
  • девятая статья изменяет правила деятельности с мусором с первого по четвертый класс опасности.
  • статьи одиннадцатая и двенадцатая вносят правки в закон о самоуправлении и Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя новые обязанности самоуправления, владельцев жилья и управляющих компаний в отношении действий с отходами, здесь снова вводится понятие раздельного сбора;
  • статья тринадцатая вносит корректировки в Градостроительный кодекс, вводя схемы обращения с мусором для разных территорий;
  • статья четырнадцатая касается изменений в Водном кодексе и относится к местам размещения мусора вблизи водных объектов;
  • статья двадцатая добавляет в природоохранный ФЗ-7 одиннадцатимесячный срок безвозмездного расположения отходов, если в течение этого срока они будут утилизированы, обезврежены или переработаны;
  • статья двадцать вторая с 2018 года признает утратившими силу законы о тарифах для коммунальных организаций (с 2004 по 2014 годы);
  • статья двадцать третья оговаривает срок действия лицензий на работу с мусором, выданных до 1 июля 2015 года — они признаются действительными до наступления 2019 года;
  • статья двадцать четвертая определяет разные сроки вступления в силу для различных пунктов всех предыдущих статей.

С последними изменениями в 458 ФЗ «Об отходах производства и потребления» можно ознакомиться, например, на сайте нормативной базы «ГАРАНТ».

В следующем видео комментируются нововведения в ФЗ-458, терминологические правки и новые правила обращения с коммунальным мусором:

Самые главные новшества ФЗ-458 — гибкий учет утилизационных нормативов для предприятий (снижение на следующий период при превышении норм переработки в предыдущем периоде), введение экосбора и понижающих коэффициентов для предприятий, производящих товары или упаковки из вторсырья.

Источник: https://vtorothody.ru/othody/fz-458.html

Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»: основные понятия, нововведения 2019 года

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

Федеральный Закон №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» регулирует сферу хранения, переработки и уничтожения отходов от процессов производства (промышленности) и потребления (бытовые отходы).

Закон состоит из восьми глав и тридцать одной статьи и включает в себя основные принципы государственного контроля за сферой манипуляций с отходами производства и бытовых отходов – это правила хранения, транспортировки, утилизации, обеззараживания и захоронения.

Виды отходов

Под отходами производства и потребления принято понимать вещества, предметы и материалы, полученные в ходе производства или потребления товаров и услуг, которые подлежат уничтожению или переработке.

В соответствии со статьей №4.1 отходы бывают следующих типов:

  • крайне опасные отходы I класса, которые оказывают значительное вредное воздействие на окружающую среду. Восстановительный период отсутствует. Это вещества и материалы, содержащие ртуть, полоний, свинец, плутоний, бензапирен (лампочки, термометры, конденсаторы и т. д.);
  • высокоопасные отходы II класса с высокой степенью опасности для природы, восстановительный период от тридцати лет. Это щелочи, серная кислота, формальдегид, литий (аккумуляторы, покрышки авто и пр.);
  • умеренно опасные отходы III класса со средней опасностью для окружающего мира, восстановительный период около десяти лет. Это металлы, технические масла, соляная кислота, этиловый спирт (автомобильные масла, топливо, навоз, ацетон и пр.);
  • малоопасные отходы IV класса с низкой степенью воздействия и периодом восстановления окружающей среды около трех лет — этанол, хлориды, алюминий, метан (строительный мусор, пищевые отходы и т. д.);
  • практические неопасные отходы V класса — бумага, картон, уличная пыль и мелкий сор.

Основные требования к обращению с отходами

В соответствии со статьей №3 ФЗ №89 основополагающими правилами в деятельности по переработке и утилизации отходов являются:

  • проведение защитных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, сохранение биологического разнообразия, нормального уровня экологической обстановки в стране;
  • соблюдение баланса между интересами экономики и экологии;
  • разработка и внедрение современных технологий, помогающих безопасно работать с отходами;
  • внедрение максимально возможного уровня переработки;
  • развитие вторичной переработки;
  • обеспечение международного сотрудничества в сфере переработки и утилизации отходов, экологии.

Нормирование и государственный учет

Процесс нормирования и учета описан в статье №18 ФЗ №89 и заключается в определении нормативов и лимитов для отходов, производимых юридическими лицами.

Предприятия, которые относятся к первой и второй категории вредности, должны разрабатывать и утверждать в органах исполнительной власти региона ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение). Для производств первой категории лимиты разрабатываются на основании КЭР (комплексного экологического разрешения), а для второй категории — на основании поданной декларации о количестве и вредности отходов.

Предприятия третьей категории вредности должны подавать стандартную отчетность об отходах в органы исполнительной власти, а производства четвертой категории освобождены от разработки нормативов и подачи отчетности.

За несоблюдение норм и лимитов работа юридических лиц может быть ограничена или приостановлена.

Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами

Существует три основных пункта экономического регулирования в сфере работы с отходами:

  1. Максимальное сокращение отходов, образующихся в ходе производственной и хозяйственной деятельности, а также максимально возможная вторичная переработка отходов.
  2. Взимание компенсации с предприятий, которые не могут обеспечить полную безопасность для окружающей среды и людей в своей работе.
  3. Введение льгот для производств, которые используют в своей работе новейшие разработки для улучшения экологической ситуации, например, биоразлагаемые материалы.

Ответственность за нарушение закона

Ответственность за нарушение ФЗ №89 может быть:

  • дисциплинарной для сотрудников предприятий — замечание, выговор, увольнение и т. д.;
  • гражданско-правовой — возмещение нанесенного урона окружающей среде, людям, государственному имуществу;
  • административной, например, по статье №8.2 КоАП РФ;
  • уголовной, например, за производство без лицензии, если это причинило крупный ущерб, по статье №171 УК РФ.

Нововведения 2019 года

С 1 января появилось несколько нововведений в законодательстве об отходах производства и потребления:

  1. Разделены понятия «сбор» и «накопление отходов»: на практике это означает, что компании, имеющие лицензию на сбор и перевозку отходов, но не на их переработку, должны будут переоформлять лицензию, оставив только транспортировку.
  2. Региональные власти должны обеспечить возможность раздельного накопления отходов, то есть создать площадки возле жилых домов, которые оборудованы баками для отходов разных видов.
  3. На федеральные органы власти возложены полномочия по разработке и утверждению правил по обороту отходов, местная же власть должна позаботиться о создании и содержании площадок для накопления отходов.
  4. ПНООЛР будет разрабатываться предприятиями в зависимости от их вредного воздействия, а не от масштаба производства, как было ранее.
  5. С 1 января 2019 года собственники ТКО (твердых коммунальных отходов) обязаны заключать договор на обслуживание с региональным оператором, занимающимся их сбором. Для жителей многоквартирных домов сбор ТКО будет включен в общую квитанцию за коммунальные платежи. Зона деятельности оператора определяется соглашением оператора с исполнительной властью региона в зависимости от принятой в регионе территориальной схемы обращения отходов.
  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/zakon-ob-otxodax.html

информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

Проблема экологии – одна из главных проблем во всем мире, в частности, в России. Стремительное развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленных предприятий становится причиной появления все большего количества вредных отходов, которые пагубно сказываются на окружающей среде.

Кроме того, человек ежедневно оставляет огромное количество бытового мусора после себя.
Существует закон, который регламентирует планомерную утилизацию. Это – федеральный закон об отходах производства и потребления 2019 №89. Что из себя представляет данный акт, какими были последние изменения расскажем далее.

  1. Краткая информация о законе
  2. Какие существуют классы отходов
  3. Каковы функции государства
  4. Что говорит закон
  5. Последние изменения
  6. Какая ответственность предусмотрена за неисполнение ФЗ 89.

Краткая информация о законе

Закон ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» был принят Государственной думой 22 мая 1998 года. Сейчас он значительно отличается от первоначального, так как неоднократно изменялся и дополнялся.

Этот федеральный закон – ключевой документ, описывающий принципы работы, которая заключается в различного рода манипуляциях и использует классы отходов, имеющих разный уровень опасности.

В законе описывается, какую политику применяет государство в данной области, как нормируются, регулируются процессы, происходящие с отходами: образование, хранение, утилизация, детоксикация. В ФЗ 89 всего 8 глав и 31 статья. Некоторые из них не имеют силы, что также указано в законе.

Какие существуют классы отходов

Отходы производства и потребления – вещества, предметы и материалы, которые были получены в ходе производственного, потребительского процесса и подлежат устранению. 

Важно понимать, что хранение и накопление отходов – разные понятия.

Первое означает перемещение их на место, предназначенное для будущей утилизации, детоксикации или временного захоронения (более 11 месяцев).

Накопление же отходов – это их помещение на специальные площадки на более короткий срок, то есть меньше 11 месяцев.

 Утилизация отходов позволяет использовать их как материал для создания новых товаров, составляющих частей для очередного использования. В последнем пункте первой главы Федерального Закона 89 содержится классификация отходов. Их разделение основано на принципе вредности и опасности для живых организмов и окружающей среды.

Классы отходов:

I. Чрезвычайно опасные (ртутьсодержащие). 

II. Высокоопасные (аккумуляторы, сильные кислоты, щелочи).

 

III. Умеренноопасные (автомобильное масло, некоторые металлы).

 

IV. Малоопасные (твердые бытовые отходы, компьютерные отходы, покрышки).

 

V. Почти не опасные (бумажные и картонные отходы, смет с улицы).

Каковы функции государства

Решая вопрос об отходах производства и потребления, государство придерживается определенной политики: 

1. Действия, которые совершаются с отходами, направлены на сохранения здоровья и жизни человека, биологического разнообразия, благоприятной экологической обстановки.

 

2. Должна прослеживаться тесная взаимосвязь между областью экономики и областью экологии для благоприятного общественного развития.

 

3. Введение в манипуляции с отходами не дорогостоящих, но эффективных технологичных установок.

 

4. С целью максимального сокращения отходной массы, мероприятия по переработке отходов должны иметь высокие показатели.

 

5. Обязательная экономическая регуляция, позволяющая еще больше сократить количество отходов, употребить их в хозяйственной деятельности.

 

6. Обеспечение свободного доступа к данным этой сферы согласно закону РФ.

 

7. Сотрудничество с другими государствами для достижения общих целей в вопросе об отходах.

 

Изучив основные принципы политики РФ в этой сфере, выделена последовательность действий, позволяющих следовать этой политике:

     

  • Применение изначального сырья в максимально возможной степени;
  • Выполнение действий, препятствующих образованию разнообразных отходов;
  • Уменьшение общего количества отходов, выполнение мероприятий, способствующих понижению класса опасности в месте их появления;
  • Мероприятия по обработке, переработке и утилизации.

Что говорит закон

В 3 главе (11 статья) Федерального Закона об отходах есть информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые используют помещения, конструкции и имеют дело с отходами.

 

Здесь упоминается, что юридические лица и ИП, чье производство приносит вред окружающей среде, должны выплачивать определенную сумму за размещение отходов.

В их обязанности также входят: быть в курсе всех новых технологий, позволяющих сократить выход отходов, наблюдать за экологической обстановкой и анализировать ее в местах захоронения отходов, иметь при себе документацию для подтверждения законности действий.

 

Кроме того, рассматриваемый закон об обращении с отходами гласит, что вышеназванные лица, деятельность которых заключается в сборе, транспортировке, переработке, утилизации отходов, обязаны иметь при себе лицензию на подобную деятельность. При неимении этого документа, предприятие не сможет заниматься отходами, и следовательно, производством вообще.

За невыполнение этого условия руководитель может понести административное наказание.

Если у предприятия в результате работы образуются остатки этого производства, специалисты должны определить степень (класс) опасности. Изучается состав смеси, определятся его влияние на окружающую среду. Составляется паспорт отходов.

Планируемые изменения

В 2019 году произошли некоторые изменения в законе об отходах производства и потребления:

     

  • уточняются некоторые понятия;
  • произошел пересмотр полномочий федеральных и региональных объектов власти в отношении отходов.

Теперь в полномочия государства входят регулирование порядка разработки, общественного обсуждения, подтверждения и корректировании территориальных схем обращения с отходами и установка требований к площадкам для хранения. 

Органы субъектов РФ с 2019 года занимаются созданием и поддержанием площадок, ведением реестра, формированием эко-культуры.

     

  • зона деятельности региональных операторов определяется схемой;
  • юридические лица вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором, если на их территории есть объект размещения отходов;
  • уточнены правила установки тарифов, предусмотрены льготы по их уплате;

 
Помимо прочего, закон об отходах в новой редакции обязывает производителей выполнять нормативы утилизации, и если они не будут выполнены, производителя обяжут выплатить экологический сбор. Этот сбор расходуется исключительно на созданий мощностей по утилизации.

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение ФЗ 89

Ответственность, которую понесет руководитель производства при неправильном обращении с отходами, может быть любой, вплоть до уголовной. Этот вопрос решается в индивидуальном порядке в рамках судебного разбирательства.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/zakon-ob-othodah/

Изменения в законодательстве в области обращения с отходами

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

7 октября 2017 года после трех лет разработки и обсуждения,  Государственной Думой был принят законопроект № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Изменения коснулись в первую очередь терминологии, применяемой в области обращения с отходами. Внесенные изменения, дополнения и уточнения должны создать почву для внедрения новых концепций в области утилизации и повторной переработки отходов.

Цели нового закона ФЗ № 458

В процессе работы над законопроектом, его создатели преследовали несколько конкретных целей:

  • создать конкретные стимулы для предприятий, использовать отходы в качестве вторичных материальных ресурсов, с целью улучшения экологической обстановки;
  • повысить эффективность системы государственного контроля в области обращения с отходами различного класса опасности;
  • привлечь новые инвестиции и спонсоров в сферу утилизации и повторной переработки отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности природопользователей.  

Перечень изменений в соответствии с ФЗ № 458

Новый закон внес в природоохранное законодательство следующие изменения терминологии:

  • Новое определение термина «отходы». Первое изменение коснулось самого термина «отходы», который в новой редакции звучит как «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются в соответствии с настоящим Федеральным законом». Если раньше отходами считались только продукты, образованные в ходе производства и потребления, то теперь под этот термин подпадают также предметы и вещества образованные в результате выполнения работ и предоставления каких-либо услуг.
  • Новое определение «использование отходов». В новом законе термин «использование» заменен новым термином «утилизация». Под этим понятием подразумевают использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов и их возврат в технологическую схему предприятия.
  • Новая формулировка «обработка отходов». Этот термин определяет предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации. В спектр работ по обработке отходов включают их сортировку, разборку и очистку.  
  • Новое определение «обезвреживание отходов». Обезвреживание предполагает проведение любых мероприятий, в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Под термин «обезвреживание» подпадает, в том числе сжигание и другие способы изменения свойств и химического состава вещества.
  • Изменения в сфере хранения отходов. Новая редакция закона устанавливает четкий срок, в течение которого складирование отходов считается хранением – этот срок составляет больше 11 месяцев. Целями хранения отходов должна быть их последующая утилизация, обезвреживание или захоронение.
  • Новое определение «объекты обезвреживания отходов». Под этим термином понимают любые сооружения, оснащенные оборудованием, предназначенным для обезвреживания отходов.  

Изменения в области лицензирования деятельности по обращению с отходами  

Новый закон предусматривает необходимость получения лицензии на все виды деятельности по обращению с отходами, кроме их накопления и образования. Кроме того, из законодательной среды исключается понятие бессрочной лицензии, а все разрешительные документы, полученные до 30 июня 2015 года, подлежат переоформлению.

Единственным недочетом новых положений можно считать отсутствие четкого разделения какие именно вещества подпадают под определение «отходы производства и потребления», а какие можно считать побочным продуктом производства.

Изменения в положении о праве собственности на отходы

По новой редакции закона право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Исходя из этого положения, отходы однозначно определяются как одна из разновидностей движимого имущества и считаются объектом права собственности.

В соответствии же с Гражданским кодексом РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.

На первый взгляд ФЗ № 458 не вносит существенных изменений в экологическое законодательство, однако эксперты уверяют, что изменение формулировок и внесение новых терминов, должно стать основанием для пересмотра и переоформления некоторых разрешительных документов.

С этой целью целесообразно привлечь профессиональных экологов, хорошо знакомых с действующим природоохранным законодательством. Именно такие специалисты работают в компании «Экобезопасность».  

Источник: https://ecobez.ru/izmenenija-v-zakonodatelstve-v-oblasti-obrashhenija-s-othodami/

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

Проблема экологии на территории современной Российской Федерации является одной из самых острых.

С развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и производственных предприятий различного назначения появляется всё больше твёрдых, газообразных и жидких отходов, наносящих урон окружающей среде.

Также, в результате жизнедеятельности человека, особенно, в крупных городах, остаётся немало бытового мусора.

Отходы производства и употребления требуют планомерной утилизации. Однако для данной процедуры необходимо чёткое регламентирование со стороны законодательства Российской Федерации.

С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 89.

Но что представляет собой данный нормативный акт? Что именно он регламентирует? Когда в изучаемый Федеральный закон вносились последние поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть 89 ФЗ

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 был принят Госдумой в результате третьего слушания 22 мая и одобрен членами Совета Федерации 10 июня 1998 года.

Действующий на тот момент Президент Российской Федерации подписал изучаемый документ 24 июня того же года. Начиная с указанной выше даты, Федеральный закон № 89 вступил в официальную юридическую силу.

Также в это время внедрили действие ФЗ №116. Подробности по ссылке:

ФЗ 89 состоит из 8 глав, содержащих в общем порядке 31 статью. Изучаемый Федеральный закон обладает следующей структурой:

  • Глава 1 — Общие положения ФЗ об отходах производства и потребления (ст. 1-4.1);
  • Глава 2 — Полномочия государства и отдельных его субъектов в рамках регламента изучаемого Федерального закона (ст. 5-8.1);
  • Глава 3 — Определение ведущих требований по обращению с отходами производства и потребления (ст. 9-17);
  • Глава 4 — Нормативы отчётности в рассматриваемой сфере (ст. 18-20);
  • Глава 5 — Экономическая составляющая вопроса (ст. 21-24.5). К данной части изучаемого Федерального закона присовокупляется глава 5.1, в которой идёт речь о регламентировании деятельности, связанной с переработкой и утилизацией твёрдых отходов коммунального типа (ст. 24.6 — 24.12);
  • Глава 6 — Госнадзор в области утилизации или переработки отходов производства и потребления (ст. 25-27);
  • Глава 7 — Меры ответственности в случае нарушения нормативов рассматриваемого Федерального закона (ст. 28-29);
  • Глава 8 — Итоговые и переходные положения Федерального закона об отходах производства и потребления (ст. 28-31).

Изучаемый нормативный акт регламентирует нормативы утилизации отходов производства и потребления и их дальнейшей переработки, как ценного сырья. Последние изменения в Федеральный закон № 89 внесены 28 декабря 2016 года.

Основные положения ФЗ 178. Подробности тут:

Классификация отходов по уровню опасности

В соответствии с актуальным текстом статьи 4.1, по уровню опасности для человека и окружающей среды отходы потребления и производства делятся на следующие категории:

  • Чрезвычайно опасные;
  • Высокоопасные;
  • Умеренно опасные;
  • Малоопасные;
  • Практически неопасные.

Согласно статье 4 изучаемого Федерального закона, отходы потребления и производства могут относиться к предметам частной собственности.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

Скачать действующую редакцию закона об отходах

Источник: https://lawlinks.ru/89-fz-ob-otxodax/

89-ФЗ «Об отходах» с изменениями от 2019 года: закон об отходах производства и потребления в последней редакции | Таков Закон

Закон об отходах производства и потребления: самое важное в 2018 и 2019 годах

В рамках проведения мусорной реформы были внесены существенные изменения Федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В 2019 году с 1 января документ действует в новой редакции.

Власти в регионах уже приступили к его реализации на практике: разработке программы обращения с отходами, выбором регионального оператора и определением тарифа на вывоз отходов.

Однако новая трактовка терминов способна затруднить реализацию планируемых преобразований.

Расскажем подробнее, что из себя представляет 89-ФЗ об отходах с изменениями на 2019 год. Обзор документ позволить оценить масштаб поправок, внесенных с 1 января.

Общая информация

Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ в ред.2019 г. представляет собой главный законодательный акт в РФ на федеральном уровне об обращении с отходами. Принят он был еще в 1998 году, но подвергался существенным изменениям за время своего действия.

Закон состоит из 9 глав и 50 статей. При этом некоторые статьи утратили силу, а другие статьи и главы напротив были добавлены и получили составные номера (например, статья 5.1 и глава V.1. или 5.1.). Это говорит о сложности регулируемых взаимоотношений, следствием которой являются затруднения в применении норм на практике.

«Обращение с ТКО» с 1 января 2019 года – что это за услуга в квитанции за ЖКХ?

закона

Первая глава закона «Об отходах производства и потребления» с изменениями на 2019 год носит наименование «Общие положения» и устанавливает основные принципы, приоритетные направления в госрегулировании отрасли, классы опасности (с 1 по 5, градация строится по убыванию опасности от 1 – крайне опасные до 5 – почти не опасные) и определение основных терминов. Дефиниции содержатся в 1 статье и имеют большое значение для правоприменительной практики. В ст. 2 указано, что взаимоотношения по поводу обращения с отходами регулируются как федеральными, так и региональными актами.

Во 2 главе указано разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Фактически после последних изменений за федеральным центром закреплен контроль и надзор, а также осуществление лицензирования, а вот на места переданы полномочия по организации сбора, хранения, утилизации, а также разработке программ, выбору организации, осуществляющей сбор и транспортировку, установлению предельных тарифов и нормативов потребления. Органы местного самоуправления отвечают за создание и содержание мест накопления отходов, определение схемы их размещения.

Глава 3 устанавливает требования по обращению с отходами при:

  • строительстве, производстве капремонта и т.п.;
  • проектировании;
  • эксплуатации зданий и сооружений.

Также здесь устанавливаются требования к:

  • объектам размещения;
  • к территориальным схемам;
  • к местам накопления;
  • к обращению с опасными отходами, с ломом цветных и четных металлов;
  • к транспортировке;
  • к обращению с отходами на территории муниципальных образований.

Многие нормы являются отсылочными, но в некоторых приведены и конкретные требования.

В этой же главе содержатся положения о необходимости лицензирования деятельности по сбору, утилизации, транспортировке и т.д. отходов с 1 по 5 класс опасности, а также требования к лицам, допущенным к работе с отходами.

Глава 4 вводит основы нормирования и учета в отрасли, вводит понятие «государственный кадастр отходов», в который входит и реестр мест размещения отходов.

Глава 5 устанавливает основные принципы экономического регулирования, вводит такие понятия, как экологический и утилизационный сборы, стимулирование в отрасли.

Глава 5.1 посвящена вопросам регулирования деятельности в указанной области. Здесь сосредоточены важные нормы, устанавливающие определение регионального оператора и его функций, порядок заключения договора с ним и необходимость его для собственников отходов, порядок госрегулирования тарифов, порядок расчета объема и массы отходов.

Глава 6 посвящена контролю в отрасли: государственному, производственному и общественному. Нормы являются отсылочными и устанавливают общие положения осуществления контроля перечисленных видов.

Глава 7 устанавливает основные виды ответственности и отсылает к соответствующим нормам законодательства о дисциплинарной, уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

В заключительной главе 8 устанавливаются переходные положения, вопросы вступления закона в силу и необходимости приведения остальных законодательных актов в полное соответствие с ним.

Двухэтапное повышение тарифов ЖКХ с 1 января 2019 года

Последние изменения

С 1 января 2019 года работа с отходами существенно изменилась. Фактически она осуществляется и регламентируется на местном уровне. Появляется такое лицо, как «региональный оператор», уполномоченный на работу с отходами вплоть до их утилизации. Выбирают его на конкурсной основе также местные власти.

В последней редакции закона уточнено понятие сбора отходов, оно привязано к лицу, осуществляющему такую деятельность в целях дальнейшей работы с ними (транспортировки, утилизации, обезвреживания, обработки и т.д.). Это нововведение чревато необходимость получения новых лицензий для некоторых лиц.

Срок накопления мусора с целью его дальнейшей утилизации ограничивается 11 месяцами независимо от характера мест накопления.

Теперь для признания товара отходом достаточно утраты им хотя бы части потребительских свойств. Ранее необходимо было соблюдение и других условий: отказ от них собственника, помещения в соответствующие места.

Если ранее разделение отходов производилось на стадии сбора, то в новой редакции устанавливается обязанность по раздельному накоплению отходов (статья 6 федерального закона 89-ФЗ)

Бытовые отходы

Вывоз и утилизация, сбор и транспортировка отходов всегда вызывали многочисленные споры на практике, с принятием актуальных поправок вопросов по его реализации должно было стать меньше. На деле же мусорная реформа вызвала митинги и протесты, потому что региональные власти оказались во многих субъектах не готовы по объективным и субъективным причинам взять на себя такую ответственность.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/zakon-ob-othodah-proizvodstva-i-potreblenija-89-fz-v-2019-godu-obzor-dokumenta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.