+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

X5 Retail Group объединяется с «Почтой России»

Не доехали: как X5 Retail Group не нашла места под магазины на вокзалах

X5 Retail Group объединяется с «Почтой России»

Проект X5 Retail Group по открытию на вокзалах центров обслуживания пассажиров с магазинами, кофейнями и аптеками забуксовал. За год ни один центр так и не открылся. Х5 объясняет это проблемой с эффективными локациями

Владислав Шатило / РБК

Крупнейший российский ретейлер X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») летом 2017 года объявил о запуске нового проекта — центров обслуживания пассажиров (ЦОП).

Формат предполагал появление в районах автостанций, аэропортов и вокзалов комплексов «современных услуг», где под одной крышей располагались бы продуктовые магазины ретейлера и другие сервисы (аптека, кафе, билетная касса, банкомат и т.д.).

«Расчеты Х5 показывают, что пассажиропоток вокруг авто- и железнодорожных станций может быть важным фактором формирования трафика продовольственных магазинов и пунктов общественного питания», — говорил тогда главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман.

Но спустя год с момента объявления о запуске ни одного центра так не открылось, рассказал РБК источник, знакомый с ходом реализации проекта, и подтвердил представитель X5 Retail Group. Почему крупнейшему российскому торговому гиганту пока не удалось найти себе место в крупных транспортных хабах, разбирался РБК. ?

Что такое ЦОП?

Согласно концепции проекта, в каждом ЦОПе должны были разместиться продуктовый магазин «Пятерочка», аптеки (партнером называли сети «Марафон Групп»), точка общепита (за этот блок отвечал инвестфонд Acmero — совладелец сетей «Шоколадница» и «Кофе Хауз»). К 2021 году было запланировано открытие 600–1000 центров.

Представитель X5 Retail Group сообщил РБК, что в настоящий момент решение о дальнейшей судьбе проекта не принято, хотя работа с трафиком пассажиров остается интересной для компании. «Проект активно не развивается, поскольку пока не удалось подобрать достаточное количество эффективных локаций», — объясняет представитель ретейлера.

«Инициатором проекта выступает X5 Retail Group, как якорный арендатор — организатор ЦОПа», — прокомментировал представитель «Марафон Групп», отметив, что компания готова «предложить ретейлеру или другим возможным организаторам аптечные точки под совместное размещение, поскольку в компании считают это направление крайне перспективным».

В Acmero Capital Limited сообщили о солидарности c позицией X5 Retail Group.

Почему не получилось?

Представитель Дирекции железнодорожных вокзалов, которая управляет 349 вокзалами, сообщил РБК, что через них за прошлый год суммарно прошли более 660 млн человек. «Спрос арендаторов на наши площадки сильно зависит от региона. Если мы говорим о крупных городах и столице, то спрос, конечно, очень большой», — подчеркнул представитель компании.

Директор департамента торговой недвижимости компании ILM Егор Левченко говорит, что отказ от открытия ЦОПа может быть связан с тем, что ставки аренды на вокзалах оказались непривычно высоки для Х5 Retail Group. «Основные арендаторы транспортных объектов — это магазины сотовой связи, общепит, банки, аптеки.

Они платят арендные ставки существенно выше, чем продуктовый ретейл, — на 25% и более, — говорит Левченко. — Х5 могла на первом этапе поиска точек такого формата просто не выдержать конкуренции и отказаться от этой идеи». Еще одной причиной Левченко называет то, что за последний год конкуренты Х5 Retail Group ослабили фокус на развитие основных торговых форматов.

«Было много внутренних структурных изменений у конкурентов — оптимизация у «Дикси», смена владельцев в «Магните». На фоне этих новостей для руководства X5 Retail Group было логично развивать свои основные направления, укреплять бизнес по отношению к конкурентам, чем экспериментировать с новыми форматами», — рассуждает Левченко.

Сама идея этого проекта была интересной, считает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов, причины того, что он до сих пор не реализован, могут быть банальными — компании могло не хватить на него времени и «свободных рук», он не является приоритетным.

Ибрагимов отметил, что в то время как на железнодорожных вокзалах и в аэропортах действительно сложно найти локацию, на автовокзалах за пределами Москвы зачастую нет вообще никакой инфраструктуры, хотя существует спрос. Исходя из этого, можно считать сегмент перспективным, поскольку есть потребность и никто пока не заполнил эту нишу, отметил он.

Иной позиции придерживается аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин: по его словам, подобный формат было бы неуместно развивать в транспортных хабах. Во-первых, там достаточно сложно дождаться освобождения площадей, а ставки аренды высоки, поэтому и бизнес должен быть высокомаржинальным, отметил он.

Во-вторых, такой проект был бы токсичным для уже существующих арендаторов — фастфуда, мелкорозничной торговли и сувенирных магазинов, чьих покупателей сразу же в значительной мере переманит «Пятерочка». По его словам, с учетом масштабных инвестиций проект вряд ли в итоге был бы выгодным с точки зрения рентабельности инвестированного капитала.

Зачем ретейлерам новые форматы?

В условиях, когда обычные магазины не обеспечивают достаточной рентабельности, менеджмент должен найти новые проекты для инвестиций, в противном случае деньги по инициативе совета директоров пойдут на дивиденды или погашение долга, объясняет Нигматуллин из «Открытие Брокер».

Но то, что в текущих условиях компании ищут точки роста за пределами своего сегмента, вызывает беспокойство у инвесторов, отметил он.

Нигматуллин заметил, что в других странах — с гораздо более сильной конкуренцией, менее фрагментированным рынком и жестким регулированием — бизнес развивает классические форматы, поэтому, по его словам, проблема кроется в недостаточном уровне работы над сокращением издержек, и особенно над извлечением преимуществ из эффекта масштаба и над программами удержания покупателей.По мнению Ибрагимова, напротив, поиск новых точек роста для ретейлеров — логичный шаг, поскольку жизнь не стоит на месте, потребительский спрос меняется и компании ищут более удобные модели, в то время как старые, такие как, например, гипермаркеты, не растут. По мнению аналитика, для традиционного ретейла сегодня существует много сегментов, в которых есть потенциал для развития, — например, проект «Магнита» с «Почтой России» или открытие магазинов на автозаправках ЛУКОЙЛа.

Авторы: Ольга Дубравицкая, Валерия Комарова, Надежда Федорова.

При участии: Ирина Парфентьева.

Источник

Источник: https://wineretail.info/torgovlya/2018/10/19/ne-doexali-kak-x5-retail-group-ne-nashla-mesta-pod-magazinyi-na-vokzalax/

Владелец «Пятерочек» доставит покупки из российских и зарубежных онлайн-магазинов

X5 Retail Group объединяется с «Почтой России»

X5 Retail Group собирается создать инфраструктуру для доставки заказов сторонних интернет-магазинов и агрегаторов. Прежде всего речь идет о заказах непродовольственных товаров в российских и зарубежных магазинах. Об этом говорится в конкурсной документации, с которой ознакомились «Ведомости». Представитель ритейлера подтвердил: группа работает над таким проектом.

X5 хочет создать сортировочные центры, попутную логистику как части логистики группы и пункты выдачи заказов, в том числе автоматические постаматы в подавляющем большинстве магазинов своих сетей, следует из документации. Группа управляет магазинами у дома «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель».

Пилотный проект размещения постаматов в магазинах сетей X5 планируется на январь-июнь 2019 г., говорит представитель ритейлера. Проект будет тестироваться в центральной России.

Ритейлер рассчитывает получать заказы от партнеров, везти их в распределительные центры (если заказ зарубежный – забирать после растамаживания), сортировать, привозить в постаматы и обрабатывать возвраты. Как сказано в документации, на первом этапе среди партнеров будут до двадцати крупных сторонних ритейлеров, будут задействованы до 500 магазинов X5.

После этого X5 может масштабировать проект на все склады и магазины, доведя через пять лет число сторонних продавцов-партнеров до 2000, а пунктов выдачи – до19 000 магазинов. Сейчас у X5 более 12 000 магазинов. Насколько планируется увеличить сеть через 5 лет, представитель компании не говорит. X5, следует из ее документов, ориентируется на то, что в 2023 г.

сможет обрабатывать до 1 млн заказов в сутки.

Цена доставки

На автоматизированные пункты выдачи в 19 000 магазинах может потребоваться 12-15 млрд руб., оценивает гендиректор крупного оператора постаматов PickPoint Надежда Романова. По числу пунктов выдачи X5 может стать заметным участником рынка, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин.

Сейчас, по его данным, лидирует Почта России с 42 000 отделений.

Если в ближайшем будущем объединятся сети «Связного» и «Евросети», у них будет до 10 000 пунктов выдачи, отмечает Вирин: «Потенциально крупной сетью выдачи интернет-заказов может стать Сбербанк, который заявлял о такой возможности».

Если X5 сможет обрабатывать 1 млн заказов в день через пять лет, он может рассчитывать не менее чем на 20% рынка, рассуждает Вирин. В 2017 г, по его оценке, россияне сделали около 240 млн онлайн-заказов, с учетом трансграничной торговли общее число заказов уже в 2021 г. может превысить миллиард, а через 5 лет – 1,5 млрд посылок.

Магазины X5 удобно расположены для выдачи онлайн-заказов, отмечает Романова. Но собственные точки потребуют разработок, инвестиций в инфраструктуру и программные продукты.

«У X5 Retail Group нет необходимости создавать на 100% собственную сеть. Есть варианты построения сети, в том числе по агентской модели.

Например, можно установить в магазинах постаматы PickPoint или других компаний», – предполагает она.

Зачем нужен новый бизнес

Доставка онлайн-заказов «позволит предложить посетителям дополнительный удобный и востребованный сервис», говорит представитель X5 Retail Group.

Выдача онлайн-заказов – это одно из самых быстрорастущих направлений в логистике и у такой разветветвленной сети, как у Х5 хорошие шансы стать серьезным игроком на этом рынке, добавляет директор по развитию «Цайняо» в России (логистическая платформа Alibaba Group) Александр Васильев.

Пункты выдачи интернет-заказов в магазинах X5 могут привлечь потребителей, которые пока не являются его клиентами и повысить лояльность покупателей, добавляет старший аналитик Райффайзенбанк Наталья Колупаева.

X5 сможет зарабатывать на этой услуге, что может повысить эффективность логистики группы, отмечает она: «В целом это может быть одним из источников повышения эффективности бизнеса, учитывая постепенное насыщение рынка традиционной розницы и замедление прироста новых торговых площадей».

Другие крупные компании также ищут источники роста за пределами прямой специализации, делая ставку на новые технологии и их внедрение, напоминает Колупаева.

Она приводит в пример Сбербанк, который помимо традиционных банковских услуг активно строит цифровые экосистемы – от онлайн-коммерции «Яндекс.Маркет» до технологий искусственного интеллекта и образовательных интернет-платформ.

«Развитие смежных с основным бизнесом направлений нужно, чтобы обеспечить рост доходов для акционеров в будущем», – говорит аналитик.

Схожих попыток можно ожидать и от основного конкурента X5 – «Магнита». В середине февраля 2018 г. краснодарская компания подписала меморандум о стратегическом партнерстве с «Почтой России» и ВТБ.

Они собираются вместе разработать концепцию нового формата. В частности, «Магнит» и «Почта» изучат возможность создать сервис доставки товаров курьерской службой «Почты России».

Пресс-служба «Магнита» от комментариев отказалась.

Чьи заказы поедут в «Пятерочку»

X5 обсуждает новый проект со всеми крупнейшими российскими и иностранными интернет-торговцами, в основном по непродовольственным товарам, сказал представитель группы, не раскрыв, с кем именно.

Среди них – крупнейшая российская торговая онлайн-площадка, или маркетплейс, «Яндекс.Маркет», говорит ее представитель: «Мы готовы участвовать и поддерживать любые проекты, нацеленные как на создание инфраструктуры, так и на поддержку российских интернет-магазинов».

Из зарубежных площадок предварительные обсуждения были с китайской Aliexpress, знает источник, близкий к одной из компаний. Представитель Aliexpress это не прокомментировал.

Маркетплейс Goods, входящий в группу «М.», тоже обсуждает с X5 варианты сотрудничества, говорит представитель группы Валерия Андреева.

Выдача заказов в магазинах крупных сетей удобна клиентам и расширит аудиторию, пояснила она. Для самих «М.» и «Эльдорадо» интересны логистические услуги в регионах, говорят их представители.

Но ограничением могут стать габариты товаров, указывают они: постаматы подходят только для небольших заказов.

«Евросеть», по словам директора департамента логистики «Евросети» Максима Бобкова, пока не обсуждала сотрудничество с X5, но «рассматривает сотрудничество с новыми поставщиками».

Возможность для развития

До сих пор крупные онлайн-магазины в России предпочитали сами организовывать склады и доставку, отмечает Романова из PickPoint. Выход X5 на этот рынок не угроза традиционным операторам доставки, а скорее возможность развития электронный коммерции, рассуждает она: «Если опытный игрок сможет сделать качественный сервис, то всему рынку будет только плюс».

X5 – эксперт на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса, констатирует Романова. Но, например, у рынка одежды и обуви – свои потребности и особенности с точки зрения хранения и подборки заказов, рассуждает она: «Все зависит от того, что выберет X5, но в любом случае со временем он научится работать со всеми категориями товаров».

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/05/16/769607-pyaterochek-dostavit

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.