+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

Содержание

Выездная налоговая проверка (ВНП): 13 ошибок, которые приводят к фатальным последствиям

Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

Как это не странно  звучит, но практически все выездные налоговые проверки бизнеса, где руководитель или собственники обращаются за квалифицированной юридической помощью, в лучшем случае, после получения на руки акта ВНП, приводят к серьезным и «неожиданным» до начислением сумм, подлежащих уплате в бюджет.

Есть примерно 5 типовых фраз, которыми заканчивается чтение акта, составленного по результатам ВНП:

Мы же им все представили! Все контрагенты ответили на «встречки»! Как так получилось?

Эта типовая фраза номер 1

У нас же такие хорошие отношения! Мы же их поздравляли все праздники! Я же сразу давал (а) им всю информацию по телефонному звонку! Откуда такие начисления?

Это типовая фраза номер 2

Мы представители реального сектора экономики. Мы производим… Создаем рабочие места. Не занимаемся «обналом» или «транзитом». Несем колоссальную налоговую нагрузку. Они обязательно разберутся и уберут доначисления! Они просто ошиблись!

Это типовая фраза номер 3

Я звонил Иван Ивановичу! Он держит ситуацию на контроле. Скоро все решится само собой.

Это типовая фраза номер 4

Найди, кому можно дать денег, чтобы решить. Ты знаешь этого Федю?Это типовая фраза номер 5

К сожалению, осознание проблемы приходит уже после того, как можно было реализовать наиболее эффективное решение — и с этим ничего не поделаешь.

Сколько не говори, сколько не пиши про то, что чем раньше к сопровождению ВНП подключатся профессионалы, тем дешевле и легче будет ее решение, все бесполезно — ведь «тетеньки» или «дяденьки» с налоговой улыбаются, с ними «прекрасные отношения», «мы дарили им подарки на новый год» и так далее.

А общаться с неким юристом или адвокатом, который галдит про каких-то там контрагентов, какие-то там риски, просит подготовить кипу каких-то непонятных документов, да еще платить этому юристу/адвокату, как то психологически не комфортно. 

Коробка конфет, бутылка виски, бутылка коньяка, цветы — разве это не гарантирует, что «добрые самаритяне» как минимум предупредят в случае угрозы?

А бухгалтерия, которая «в абсолютном порядке» — это, разве это не гарантия отсутствия до начислений в случае проверок?

Нет, не гарантирует. Нет, не предупредят.

Поэтому в дань уважения «Праворубу», постоянно снабжающему наиболее качественной и актуальной информацией, родилась и эта небольшая заметка, которая, надеюсь, будет полезна и представителям субъектов налоговых проверок и профессиональным участникам портала.

1. Расчет на собственные силы, штатного юриста или главного бухгалтера

Это «стандартная» ошибка № 1.

Действительно, например в Москве, штатный юрист может получать за сотню тысяч рублей в месяц.

Главный бухгалтер еще в 2-3 раза больше. Плюс стоят расширенная версия «Консультант+», «Гарант», «Caselook», «СПАРК» и так далее. Для чего нужны еще специалисты из консалтинга?

Ответ прост — для того, чтобы решить любую проблему, нужно выйти из проблемы. Главный бухгалтер всегда психологически вовлечен в процесс. Штатный юрист — это штатный юрист, у него другие задачи и функции. 

Терапевт, в принципе, может сделать несложную хирургическую операцию — но к чему это приведет, если нужно оперировать мозг или сердце? Да и другие органы, он же терапевт, а не хирург. А финансовая хирургия не проще традиционной.

2. Расчет на «хорошие отношения» с налоговиками

Любой «нормальный человек», общаясь с другими «нормальными людьми» и делая им те или иные полезные/приятные вещи, помогая, оказывая знаки внимания, вполне резонно ждет того же в свой адрес.

Как правило, состоя на налоговом учете в той или иной налоговой инспекции, в какой-то период времени начинают складываться «хорошие» отношения с инспекторами.

Камеральные налоговые проверки, налоговые разрывы, запрос той или иной информации — и бухгалтер (главный бухгалтер) с коробками документов улыбается «хмурому дяденьке» или «хмурой тетеньке» с ФНС. Проходит какое-то время и вот уже есть сотовый телефон, хмурость ушла.

Еще какое-то время и в инспекцию относятся шоколад/кофе/мартини/виски/коньяк и так далее. Возникает иллюзия того, что в случае угрозы «Алла Николаевна» предупредит.

Нет, не предупредит. В хороших отношениях нет ничего плохого, но нужно отдавать себе отчет в объемах и пропорциях этих отношений. 

3. Приходить в инспекцию и предоставлять документы по звонку инспектора

Никих документов, никакой информации, ничего не стоит предоставлять без официального запроса. «Хорошие отношения» здесь не получатся, у ФНС свои задачи, у налогоплательщика свои и, как правило, первые диаметрально противоположны вторым.

Есть запрос — есть ответ. 

4. Создание и контроль контрагентов первого звена

Да, безусловно, свои «технички» — контрагенты первого звена, оформленные на формально не связанных, но фактически подконтрольных налогоплательщику лиц,  создают некий буфер/щит безопасности для основного предприятия.

Но все течет, все стремительно меняется. ФНС уже отслеживает IP-адреса, опрашивает/допрашивает/запрашивает все, всех и вся и обеспечить ореол «независимости/неподконтрольности» с каждым кварталом становится все сложнее и сложнее.

Будущее ФНС — аналог «IRS» (Internal Revenue Service) со всеми вытекающими последствиями.

5. Расчет на «идеальный документооборот»

Да, безусловно, идеальный документооборот — это гигиена налоговых правоотношений.

Но для гарантии налоговой безопасности такой же документооборот (как и реальное подтверждение совершаемых хозяйственных операций) должен быть у всех контрагентов.

Мы ведь в ответе, за тех, кого приручили.

6. Хорошая покрышка

Если кто помнит, то в конце девяностых годов бизнесменам стало модно дружить с «силовиками». Время шло, силовиков становилось как-то больше, коммерсантов меньше. Сегодня сложно предположить, что некий (пусть даже генерал) вмешается в выездную налоговую проверку, если налоговики делают свое дело более или менее умело, а не «кошмарят» бизнес.

«Иван Иванович» уже не тот.

7. Расчет на банкротство как спасательный круг

Банкротство не спасает от налоговых санкций к юридическому лицу. Банкротство не спасает от уголовного преследования в случае превышения определенного предела. Наоборот, налоговики очень умело банкротят юридические лица, чтобы получить доступ к активам их бенефициаров.

8. Уход в глухую оборону — не давать информации, документов (сами устанут и отстанут)

Молчать, не давать документы, не отвечать на запросы — это игра не против, а за налоговиков. Любое сомнение они трактуют в свою пользу. Чем меньше документов — тем хуже для налогоплательщика. Другой вопрос — что это за документы, кому, от кого и как они представлены. 

9. Не понимание сути ВНП

Выездная налоговая проверка — это плотный, тяжелый коммерческий акт, осуществляемый со стороны государства, направленный на отъем (изъятие) активов у налогоплательщика. 

Мероприятие для государства достаточно дорогостоящее, поэтому реализуя его оно стремится получить максимальную прибыль.

10. Фатальная вера в «обвинительный уклон»

Примерно 82-85% споров выигрывается налоговиками и эта цифра растет. Каждый год налоговая служба проверяет меньше, а взыскивает больше. 

Но! И сами налогоплательщики играют в этом процессе немаловажную роль. Экономя на защите, давая (сдавая) добровольно всю доказательственную базу в руки проверяющим, игнорируя создание более или менее сильной доказательственной базы защиты.

Как и в уголовном процессе, явка с повинной, досудебное соглашение, желание «сотрудничать» могут сыграть фатальную роль.

Для примера. Возражения на акт налоговой проверки — это не переписывание формулировок, отраженных налоговиками в своем ракурсе с указанием противоположной судебной практики, а большая и кропотливая работа по собиранию и предоставлению доказательств, которая иногда схожа с работой адвоката по уголовному праву.

Доказательства — вот ключ к решению ВНП.

11. Поиск информации / консультаций / разъяснений / путей спасения в интернете

95% информации по ВНП, размещенной в интернете — шлак. Это либо реклама, обещающая «все» и «вся», либо устаревшая информация. Безусловно, есть «Праворуб», но он доступен не всем.

12. Стремление сэкономить

Скупой платит дважды, в делах по ВНП — трижды. Понятно, что осознание приходит тогда, когда уже нужно возместить причиненный бюджету ущерб в полном объеме, включая штрафы и пени, чтобы не сесть лет на пять. Пройдет еще 5-10 лет до того момента, когда субъекты предпринимательской деятельности начнут понимать ценность юриста/адвоката по налогам.

13. Обман самого себя

Ну если человек «налит», даже через цепочку контрагентов из 4-5 звеньев — ну он же налит. Порой самовнушение достигает такой степени, что осознание так и не приходит.

Налоги должны платить все, это обязанность закреплена Конституцией. 

Лес то рубят уже вовсю, от щепок не уберечься.

Источник: https://pravorub.ru/articles/81682.html

Выездная налоговая проверка в 2018: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Выездная налоговая проверка в 2018 году

Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

Выездная налоговая проверка – эффективный способ наказать предпринимателя за ошибки в отчетности и взыскать недоплаченные в бюджет налоги. Но даже если вы уверены в качестве работы вашей бухгалтерии, к визиту налоговиков лучше подготовиться заранее. Какие документы будут инспектировать? Каковы ее сроки? Как с наименьшими потерями пройти проверку ФНС? Об этом читайте в нашей статье.

Что такое выездная проверка?

Выездная налоговая проверка проводится по адресу регистрации организации. Решение о начале ВНП подписывает начальник фискальной службы или сотрудник, его заменяющий. Без подписи этих специалистов ее проведение незаконно. Задача проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам (ст.89 НК РФ).

Виды выездных проверок ФНС

На какие типы подразделяются выездные проверки ИФНС?

По способу проверки:

  • Выборочная – анализируются операции, подозрительные с точки зрения налоговиков, 
  • Сплошная – проверяется вся отчетность организации. 

По проверяемым объектам: 

  • Плательщики, 
  • Региональные филиалы или отделения компаний, 
  • Несколько отдельных налогоплательщиков или группа. 

По налогам: 

  • Тематические – анализируется документация по отдельным видам платежей, 
  • Комплексные – собираются текущие и отчетные документы по всем платежам в бюджет.

По типу проверки: плановая (руководство фирмы предупредят о визите заранее), внеплановая (о визите предупредят не всегда).

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит.

Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки штрафы будете платить не вы, а аутсорсер. Здесь можно посмотреть стоимость обслуживания для вашей компании.

Оптимизация налогов, кадровый учет и юридическое сопровождение – бесплатно. 

Сроки выездных проверок

Анализ документации предприятия должен длиться не более двух месяцев. При этом общий срок на все проверочные мероприятия составляет от 4 до 6 месяцев (пункт 6 ст. 89 НК РФ). Работа инспекторов может быть приостановлена по их инициативе или по требованию проверяемой компании на полгода, в порядке исключения – на 9 месяцев (пункт 9 ст. 89 НК РФ).

Для анализа уплаченной суммы отчислений в бюджет филиалами и отделениями компании или предприятия фискальным органам дается месяц (пункт 7 ст. 89 НК РФ).

Основания для выездной налоговой проверки

Есть несколько основных признаков, на основании которых компании и ИП попадают под пристальный контроль налоговых органов:

1. Необоснованно заниженная налоговая нагрузка. Это можно узнать, сравнив соотношение сумм уплаченных налогов с выручки с данными Росстата. Если сумма окажется ниже среднего по отрасли или виду деятельности, то можно ожидать визита проверяющих. Рассчитайте налоговую нагрузку с помощью калькулятора.

Расчетчик налоговой нагрузки: определите риск проверки

Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы!

Примечание к расчетчику: среднеотраслевые показатели за 2018 год еще не утверждены, при расчете используются данные 2017 года. 

2. Работа себе в убыток. Если больше двух лет предприятие показывает убытки, то встречи с инспекторами не избежать. 

3. Доля вычетов по НДС подозрительно большая. Проверяющие обязательно обратят на вас внимание, если доля вычетов по налогу на добавленную стоимость будет равна или превысит 89% за год.

4. Расходы растут быстрее, чем доходы. ИФНС заинтересуется предприятием, в котором рост расходной части превышает рост доходной части.

5. Размер зарплат ниже, чем в среднем по отрасли. По данным Росстата, ФНС и официальных сайтов ведомств фискальные службы могут сделать вывод о низком среднемесячном уровне зарплат в компании.

6. Предельные показатели при использовании спецрежимов налогообложения. Не стоит надеяться на особые послабления, если в течение года показатели работы организации будут находиться в зоне пограничных значений. Если будут расхождения на 5 % с пограничными показателями, то вас навестят соответствующие органы.

7. Уровень расходов и доходов на одном уровне. Этот показатель должен волновать только индивидуальных предпринимателей. Если в течение года доходы и расходы равны, инспектора обратят на это внимание.

8. Участие в серии перепродаж. Проведение подряд нескольких операций по перепродаже при отсутствии явной экономической целесообразности вызовет подозрения у проверяющих органов.

9. Отсутствие реакции на запросы ФНС. Не стоит игнорировать запросы налоговиков, если не хотите встретить гостей в своем офисе.

10. Повторение процедуры снятия и постановки на учет. Инспекторы фискальных служб нанесут вам визит, если со дня открытия компании эти процедуры повторялись хотя бы дважды.

11. Заниженный размер рентабельности. Если значение рентабельности будет выше или ниже среднего показателя по рынку, то внимание к вашей фирме обеспечено.

12. Деятельность с повышенными рисками. Проверку можно ждать, если компания будет замечена в сотрудничестве с фирмами-однодневками или если отсутствуют полные данные о партнерах, с которыми она работает.

Ограничения для проверки

Максимальная периодичность проверок предприятия – два раза в год (пункт 5 ст. 89 НК РФ). Налоговикам нужно добиться существенных доначислений в бюджет. Для этого, они, как правило, проверяют организацию или предприятие за продолжительный период деятельности.

Существуют следующие ограничения для проведения выездных налоговых проверок:

  1. По месту пребывания проверяющих. Анализ отчетной документации проходит по месту дислокации предприятия. Если нет возможности, то в офисе инспекции.
  2. По числу проверок. По одним и тем же налогам нельзя проводить более 2 проверок за год, если проверяется один и тот же налоговый период. Для того, чтобы нарушить это правило необходимо особое постановление о дополнительной ВНП.
  3. По периоду проверок. ИФНС может взять на рассмотрение период, равный 3 годам, предшествующим году, когда было вынесено решение о начале проверки. По проверкам филиалов или представительств ИФНС не может проводить ВНП отделений по одним и тем же налогам и за один и тот же период более 2 раз в год. Если целиком фирму дважды проверяли вместе с филиалами и отделениями, то делать еще одну фискальные службы не вправе.
  4. По времени проверки. Длительность проверки в обычном случае не превышает двух месяцев, но в исключительных случаях законодательство позволяет продлять срок до полугода.
  5. По ценам. Налоговики не вправе проверять соответствие цен в сделках рыночному уровню.

1. Назначение и извещение организации

Для начала проверки необходимо решение о ее проведении, подписанное начальником инспекции ФНС или его заместителем. В этом документе указывается срок проверки, имена и должности проверяющих; налоги и сборы, которые подлежат инспектированию. При отсутствии правильно оформленного решения инспекторы не вправе приступать к работе.

Проинформировать о грядущей выездной проверке могут лично, вручив извещение об этом, отправив документы Почтой России (заказным письмом) или письмом на электронный ящик. Получив уведомление, необходимо явится в ИФНС за решением, с которым нужно ознакомиться и подписать.

2. Проведение проверки

Инспекторы проверяют: точность налогового учета, наличие предусмотренной законом документации по уплате налогов, правильность и своевременность сдачи отчетности. Сотрудники налоговой устанавливают, верно ли выбран режим налогообложения, а также есть ли нарушения Налогового кодекса РФ в части соблюдения правил по исчислению и уплате налогов и сборов. 

Для этого потребуется предоставить следующие документы:

  • Пояснения и налоговую документацию, 
  • Бумаги, подтверждающие сотрудничество с другими компаниями и сторонними лицами.

Составление акта по результатам инспекции

По окончании работы дают справку с указанием проверенных объектов и количеством времени, затраченного на инспекцию. Справка остается на предприятии. Ее должны подписать все проверяющие. Акт по фискальной проверке должен быть составлен в течение двух месяцев после заполнения справки, в некоторых случаях дается три месяца.

Требования к акту:

  1. Заполняется только на бумаге,
  2. Страницы должны быть пронумерованы, 
  3. Текст акта составлен на русском языке,
  4. Должен содержать все подтвержденные документами нарушения с пояснениями и выводами, 
  5. Должен включать в себя вводную, описательную и итоговую части.

Акт подписывается проверяющими и представителем предприятия, вручается в течение пяти рабочих дней.

Типовые нарушения, выявляемые при проверке

№ п/пПо налогу на прибыльПо НДС
1Уменьшение налоговой базы за счет увеличения расходовНеполное отражение размеров выручки;
2Занижение выручки за счет отпускной стоимостиОтсутствие начисления налога при передачах в РФ товаров, услуг для собственных нужд и учет суммы налога в расходной части, которая не принимается к вычету при начислении налога на прибыль
3Списание кредиторской задолженности в расходную часть при расчете прибылиВыполнение для собственных нужд строительных работ, которые не учтены в сумме налогооблагаемой базы
4В доходе не учтены проценты по займамНе учтенное в налогооблагаемой базе имущество, подаренное или переданное на безвозмездной основе другой компании
5Ошибки при учете расходовНеправильный расчет НДС
6Необоснованные расходы, внесенные в статью затратНеправомерное использование права на освобождение от уплаты платежей в бюджет;
7Внесение в статью затрат на оплату труда расходов, не относящихся к основной деятельности предприятияОшибочное совмещение в учете хозяйственных операций, подпадающих под налог и освобожденных от него
8Внесение в учетные данные объектов основных средств, не используемых в процессе производства или оказания услугВключение в фискальную базу сумм полной или частичной оплаты в счет будущих поставок товаров
9Учет в статье расходов затрат на ремонт и содержание объектов недвижимости, которые не стоят на балансе организацииНеправильное применение 10 % ставки НДС
10Неправильный учет амортизационных отчислений по ОС, который приводит к неправомерному увеличению статей расходовТакже возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению; транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ
11Ускоренное начисление амортизации ОС

Нужна помощь с учетом и отчетностью?

Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ.

Как узнать, будет ли налоговая проводить проверку?

По закону инспекция не обязана информировать предприятие о предстоящей проверке. Но обычно такое предупреждения направляется. Инспекторы могут позвонить главбуху или директору предприятия или известить об этом электронным письмом. Вы не найдете нигде плана конкретной выездной проверки – это конфиденциальная информация. Общий план проверок меняется в течение года. 

Как вести себя во время визита представителей фискальной службы?

Первое, что нужно сделать руководству – проинструктировать сотрудников, как себя вести в присутствии проверяющих. Подготовить комнату для налоговиков, сократить до минимума контакты сотрудников с инспекторами и убрать из помещения все документы, не относящиеся к проверке. Оставьте для контактов одного сотрудника. Наиболее предпочтительной кандидатурой является главный бухгалтер.

Кроме того, необходимо проверить наличие всех документов, подписей и оригиналов, привести в порядок учет и заранее научиться сохранять документацию по годам в хронологическом порядке, а не по контрагентам. Убрать все пометки с документов.

Обжалование результатов проверки

Акт получен, но вы не согласны с его результатами? Можно обжаловать. На дается месяц, в течение которого возможно подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, которая проводила проверку. К апелляции приложите документы, аргументирующие вашу позицию. Претензии будут рассмотрены в течение 10 дней. Срок можно продлить, но не больше, чем на месяц.

При разборе претензии вы имеете право присутствовать лично. Если не получится доказать свою правоту в вышестоящей инспекции, обращайтесь в суд. На обжалование решения по итогам выездной проверки, которое вступило в силу, дается год. Избежать проверки невозможно, но при соблюдении определенных условий вы можете минимизировать риски попасть под штрафные санкции.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.

Источник: https://www.business.ru/article/992-vyezdnaya-nalogovaya-proverka-v-2018-godu

Выездная налоговая проверка – сроки, порядок проведения

Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов).

Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения.

С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.

Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов “старше 3 лет”».

  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/

Инструкция по прохождению налоговой проверки в 2018 году

Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

Я часто слышу вопрос — можно ли пройти выездную налоговую проверку без потерь?

Не хочу лишний раз огорчать вас, но любой предприниматель должен понимать, что если к нему пришли из налоговой инспекции в 2017-2018 году, значит, у проверяющих уже есть подтверждённая информация о нарушениях, совершенных проверяемой организацией или ИП, и доначисления обязательно будут.

Проверки становятся результативнее

По статистике, 99% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением налогов, штрафов и пени. И плановые показатели по сбору налогов никто не отменял.

Таким образом, вопрос нужно ставить немного иначе, не будут ли доначисления? А сколько доначислят и можно ли успешно оспорить акт налоговой по итогам проверки?

Практика последних лет показывает, что именно на стадии подготовки возражений на акт проверки можно снизить сумму налога, штрафа и пени. Ранее инспекторы «слабые» акты по проверкам в большинстве случаев сами не отменяли, боялись, что обвинят в коррупции и отдавали вопрос о признании акта налоговой проверки незаконным на откуп арбитражным судам.

Но времена изменились, собираемость налогов растет, количество выигранных инспекцией в арбитраже дел увеличивается, при том, что выездных проверок с каждым годом проводится все меньше.

2015 г. (итог)

2016 г. (итог)

Налог на прибыль

9,5%

8,5%

НДС

12%

6,6%

с 2010 по 2015 гг.

2016 г.

Налоговые проверки

— 50%

— 14,5%

2010 г.

2016 г.

Арбитражные споры (% выигрышей ФНС)

44%

80%

При этом, по итогам работы 10 месяцев 2017 года, со слов руководителя налоговой службы Михаила Мишустина, в консолидированный бюджет России поступило 14,3 трлн. рублей, что на 19 %, или на 2,3 трлн. рублей больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн. рублей, что на 1,7 трлн. рублей, или на 30% больше.

Факты говорят сами за себя, инспекторы лучше готовятся к проведению выездных проверок и просто так не приходят.

Основанием для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки является информация, полученная из отдела предпроверочного анализа, где аккумулируются следующие сведения:

I. Налоговые декларации, поданные самим проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами, а также дополнительные документы (книги покупок и продаж, договоры, счета-фактуры и т.п.);

II. Информация, истребованная у контрагентов проверяемого лица вне рамок налоговых проверок в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ;

III. Выписки по банковским счетам налогоплательщика и его контрагентов, которые предоставляют банки (п. 2 ст. 86 НК РФ);

IV. Сведения, получаемые в автоматическом режиме (АСК «НДС-2», АИС «НАЛОГ-3»), системы выявляющие «фирмы-однодневки»;

V. Опрос или допрос бывших и действующих работников и любых физических лиц, которым могут быть известны сведения имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);

VI. Сведения, получаемые в рамах сотрудничества с ФСБ, МВД и другими структурами.

Получив необходимую информацию, оценив уровень налоговой нагрузки, вес удельных вычетов по НДС и показатели по налогу на прибыль, руководитель инспекции (его заместитель), в которой состоит на учете налогоплательщик, принимает решение о проведении выездной налоговой проверке.

Период проведения проверки может составить три года, предшествующих году вынесения решения, а контроль правильности исчисления и уплаты налога, может быть осуществлен по всем его видам. Однако в основном проверяют НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

Так, например если в 2018 году в отношении организации было принято соответствующее решение, проверить инспекция имеет право 2017, 2016 и 2015 года.

За эти налоговые периоды в преддверии проверки и стоит провести налоговый аудит, своего рода аналог налоговой проверки, что бы понять свои слабые места и на основании полученных данных выработать правовую позицию.

Если проверка уже началась, обратите внимание на то, что действия инспекторов ограничены нормами НК, все мероприятия налогового контроля прописаны в НК РФ.

Так, в ходе выездной проверки налоговая может осуществить следующие действия:

I. Истребовать документы у проверяемого налогоплательщика и контрагентов любых звеньев (ст. 93 и ст. 93.1 НКР);

II. Запросить выписки по счетам из банков, в которых открыты счета проверяемой организации, а также у контрагентов по всей цепочке движения денежных средств (ст. 86 НК РФ);

III. Допросы и опросы любых физических лиц (ст. 90 НК РФ);

IV. Осмотры помещений и предметов, в том числе с выемкой и инвентаризацией (ст. ст. 31, 92, 94, 98, 99 НК РФ);

V. Экспертизы подписей на первичных документах, а также финансово-экономическая оценка соответствия цен по сделкам рыночному уровню (ст. 95 НК РФ).

При проведении подобных мероприятий инспекторы довольно часто превышают данные им полномочия. Такие обстоятельства обязательно необходимо фиксировать и обжаловать их незаконные действия.

И не стоит питать иллюзий: цель любой проверки собрать достаточное количество доказательств вины налогоплательщика.

Особое внимание инспекторы акцентируют на проверке контрагентов налогоплательщика. При этом, даже если контрагент первого звена отвечает признакам добросовестной организации, то инспектор может заявить, что товара или услуги вообще не было, как и хозяйственной операции, поскольку контрагент второго или третьего звена «фирма-однодневка».

Как работает АСК «НДС 2»

Таким образом, первое, на что обращают внимание проверяющие, была ли сделка с контрагентом в реальности.

Закон также говорит, что если в налоговой и бухгалтерской отчетности мы отражаем операции, которых на самом деле не было, то уменьшить суммы налога к уплате нельзя (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Как мы упомянули выше, выявить «однодневку» налоговым органам помогает автоматическая система контроля уплаты НДС (АСК «НДС 2»).

Запросив выписки по счетам, инспекторы выстраивают схему движения денежных средств. По цепочке движения денег они выясняют, дошли ли средства до производителя или импортера товара или конечного подрядчика, выполнившего работы, оказавшего услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Если конечным получателем денежных средств является «однодневка», то этот эпизод обязательно описываться в акте проверки и к нему прикладываться схема движения денежных средств.

Конечно, всегда можно сказать, что мы не знали о том, что контрагент второго и третьего звена не мог поставить товар контрагенту первого звена, проверка контрагентов вообще не входит в наши обязанности по закону (в НК РФ — нет подобных требований), но это может не сработать.

Судебная практика тому подтверждение. Так, в Определении № 305-КГ16-12622 10.11.2016 по делу № А40-173838/2015 Верховный Суд, отказывая налогоплательщику сослался на то, что все участники цепочки поставки товаров должны иметь необходимые ресурсы (офис, работников, склад и т.п.).

В данном деле претензии инспекции сводились к тому, что за нормальным контрагентом первого звена были «однодневки» и товар (хоть он существовал в реальности) не мог быть поставлен контрагентом первого звена, так как по документам он купил его у «однодневок», которые именно данный товар нигде не приобретали.

Кстати, эта позиция полностью согласуется с пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК РФ, в котором указано, что если лицо с которым заключен договор (поставщик, например) не могло исполнить обязательство по договору, то уменьшить налог к уплате также нельзя. За исключением случаев, когда это обязательство по сделке было передано третьему лицу в силу закона или договора, и это лицо его исполнило.

Таким образом, в случае обнаружения во время проверки такого «разрыва» в движении денежных средств, рекомендуется подтвердить добросовестность контрагента первого звена и реальность существования товара, результатов работ или услуг.

Также важно подтвердить, что именно контрагент, с которым заключен договор, выполнил взятые на себя обязательства по сделке.

И главное, помните, что готовых «коробочных» решений не существует. Готовьте сани летом и заблаговременно выстраивайте правовую позицию, а в случае если проверка уже идет, разработайте стратегию поведения, сбора и представления доказательств во время проверки и хорошо подготовьте возражения на акт и жалобу на решение в УФНС.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/471240/

Источник: http://kroosp.ru/instruktsiya-po-prohozhdeniyu-nalogovoj-proverki-v-2018-godu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.