+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Разъяснение закона о регулировании торговой деятельности в Российской Федерации

Содержание

Закон о торговле от 28.12.2009 ФЗ 381. Поправки в законе о торговой деятельности 2015-2016 г

Разъяснение закона о регулировании торговой деятельности в Российской Федерации

Рассмотрим все, что касается торговой деятельности: взаимоотношения между поставщиками и крупными сетями, государственное регулирование, а также то, чего можно ожидать участникам торговых видов деятельности в ближайшее время в связи с возможными изменениями закона о торговле.

1. Сфера применения закона о торговле
2. Права и обязанности поставщиков товаров и магазинов (торговых сетей)
3. Оплата за поставленный товар
4. Когда государство может регулировать цены
5. Антимонопольные правила
6. Проекты изменений закона о торговле в 2016 году

Сфера применения закона о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ регулирует основные моменты, связанные с торговлей в стране: правила, принципы взаимоотношений участников и т. д. Закон принят 28 декабря 2009 года и действует поныне со всеми изменениями дополнениями.

Этот закон регулирует не всю торговлю, он не распространяется на:

  • Внешнеторговую деятельность, то есть на операции по экспорту и импорту товаров.
  • Специально организованные торги: например, закупки для государственных нужд и другие специальные закупки регулируются отдельными законами.
  • Работа розничных рынков тоже не подпадает под действие 381-го закона.
  • Купля-продажа ценных бумаг, недвижимости, энергетических ресурсов и оборудования для энергетических отраслей – для всего этого есть отдельные законы.

Закон о торговле регулирует, главным образом, торговлю продовольственными товарами в магазинах, торговых сетях, а также отношения между поставщиками этих товаров и магазинами (сетями). Закон о торговле также помогает осуществлять антимонопольную деятельность, бороться с нечестной конкуренцией и осуществляет надзор в этих областях.

Права и обязанности поставщиков товаров и магазинов (торговых сетей)

Те, кто организует процесс торговли, самостоятельно определяют основные параметры своей торговой деятельности:

  • Как торговать – оптом, мелким оптом, в розницу.
  • Торговая деятельность в магазине, на специальных выставках, на ярмарках, осуществлять доставку или нет, внедрять ли дистанционную торговлю.
  • Специализированная или универсальная торговая деятельность – продавать только один вид продукта или универсализировать продажи, например, организовать универсальный магазин, супермаркет.
  • Определяют ассортимент продаваемой продукции.
  • Торговая деятельность в собственной или арендованной торговой точке.
  • Определяют режим работы магазина, необходимое торговое оборудование под конкретную торговую точку.
  • Решают, как информировать покупателя о товарах, услугах и о персонале магазина, а также как осуществлять собственные рекламные и маркетинговые мероприятия.
  • Самостоятельно занимаются ценообразованием: устанавливают любые цены на продаваемые товары, руководствуясь влиянием рыночных факторов и собственными коммерческими рисками. Исключением могут быть товары и услуги, цены на которые регулирует государство – перечень этих товаров и услуг, а также правила их продажи устанавливаются отдельными правовыми актами, чаще всего постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и регионов.
  • Торговцы также самостоятельно определяют условия договоров, заключаемых с контрагентами, например, с поставщиками и другими.

Все эти параметры торговой деятельности определяет собственник торгового бизнеса. Если же торговая точка находится в государственной или муниципальной собственности, все эти пункты регулирует соответствующий орган власти.

Открытость информации. И поставщик продуктов, и торговая точка должны беспрепятственно обеспечивать друг друга всей информацией, касающейся сотрудничества: условия выбора контрагента, условия договоров, информация о продуктах, в том числе сертификаты соответствия и качества. Эта информация должна быть размещена на сайтах компании, либо быть предоставлена в течение двух недель по запросу.

Вознаграждение за закупку (ретро-бонус). По закону № 381-ФЗ поставщик может заплатить торговой точке вознаграждение за то, что магазин выбрал именно этого поставщика, а не другого.

Максимальная сумма вознаграждения – 10 % от суммы поставки. Сумма ретро-бонуса может быть включена в цену поставки, то есть, для торговой точки в себестоимость.

На кошельке же обычного покупателя это вознаграждение не скажется: на окончательную цену на прилавке оно повлиять не может.

Кроме того, поставщик определенных продовольственных товаров не может таким способом «поблагодарить» магазин за то, что тот выбрал его: это касается товаров из специального перечня социально важных продуктов питания (см. ниже).

Реклама и продвижение.

Магазин (торговая сеть) может не только купить у поставщика товар для последующей реализации у себя, но и включить этот товар в план своих рекламных и маркетинговых мероприятий, то есть, прорекламировать чужой товар. Например, включить тот или иной бренд в собственный рекламный ролик. Либо еще что-то сделать для продвижения товара, например, выставить его в местах лучшей проходимости.

Все дополнительные услуги по рекламе, маркетингу, мерчендайзингу должны оказываться по отдельным договорам: в договор поставки включать эти условия и суммы нельзя. Также недопустимо, чтобы торговая сеть (магазин) навязывала поставщику оказание платных рекламных и промо-услуг.

Оплата за поставленный товар

Если торговая точка оплачивает поставщику поставленные продовольственные товары не сразу в момент поставки, а позже, то по закону максимальные сроки оплаты привязываются к срокам хранения продуктов.

Если на товар установлен срок хранения до 10 дней, то и максимальный срок оплаты за товар тоже ограничен десятью днями со дня поставки (приемки) товара. Если срок хранения от 10 до 30 дней, то магазин с поставщиком должен рассчитаться не позднее, чем через 30 дней со дня поставки.

Если же срок годности товара больше 30 дней или если речь идет об алкоголе, то магазин (торговая сеть) должен рассчитаться с поставщиком в течение 45 дней.

Срок для расчета по закону № 381-ФЗ может быть и увеличен. Дело в том, что поставщик вместе с товаром должен передать в магазин сопроводительные документы – накладные, счета-фактуры, сертификаты и так далее. Если поставщик передает эти документы не сразу, а задерживает, то и срок, в течение которого с поставщиком должны рассчитаться за товар, увеличивается на время задержки.

Когда государство может регулировать цены

Общее правило: продавец сам устанавливает цены на все. Но в некоторых случаях государство тоже может регулировать ценообразование: устанавливать максимальные или наоборот минимальные цены, наценки и скидки на какие-то товары. Но в каждом отдельном случае для этого нужно, чтобы был принят отдельный закон или другой нормативный документ.

Кроме этого, Правительство РФ своим постановлением (№ 530 от 15 июля 2010 года) установило список некоторых продуктов питания – мясо, некоторые овощи, масло, вермишель, мука, хлеб и др., всего 24 наименования.

И если вдруг в каком-то регионе или сразу в нескольких регионах цена на какой-то товар из этого списка в течение месяца поднимется более, чем на треть, например, из-за возникшего дефицита, то государство может на этот товар установить максимальную цену, выше которой продавец установить не сможет. Правда, это ограничение может длиться не более трех месяцев.

Антимонопольные правила

Они касаются торговых сетей и поставщиков в торговые сети. Участникам торговой деятельности запрещено устанавливать какие-либо дискриминационные правила, которые, не позволяют тому или иному участнику войти на рынок или наоборот вынуждают его покинуть. Нельзя навязывать контрагенту условия, диктовать какие-то требования по заключению договоров.

Если в каком-то регионе (районе) доля продаж продовольственных товаров торговой сети превышает 25%, то этой торговой сети расширяться дальше, открывая новые торговые точки, нельзя.

Проекты изменений закона о торговле в 2016 году

Многие считают, что действующий ныне закон о торговле дает много лишних преференций ритейлу. В этом убеждены, кстати, не только поставщики, что неудивительно, но и многие законодатели: в Госдуму периодически вносятся проекты изменений в закон о торговле.

К примеру, существующая рассрочка по расчетам за поставленную продукцию по сути является бесплатным кредитованием торговых сетей.

Главным образом, предлагаемые изменения, если будут приняты, коснутся уменьшения сроков рассрочки по платежам за поставки.

Также может быть уменьшен уровень ретро-бонуса с нынешних 10% до 3%, а есть предложения снизить и до 1 %. Пока эти изменения в стадии проектов.

Как повысить продажи в розничной торговле с помощью дополнительных услуг
Как составить уникальное торговое предложение: 6 простых правил
Как правильно заполнить журнал работника мелкорозничной торговли — форма ТОРГ-23

Источник: https://www.business.ru/article/291-zakon-o-torgovoy-deyatelnosti-fz-381

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

Разъяснение закона о регулировании торговой деятельности в Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее – торговая деятельность).

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее – хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

3.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

4. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) торговли на товарных биржах;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

5. Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) торговая деятельность (далее также – торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

2) оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

3) розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

4) торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

5) стационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;

6) нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

7) площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;

8) торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

9) продовольственные товары – продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности

1.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I “О защите прав потребителей”, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”.

3.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности

1.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;

2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год;

4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации (далее – торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;

3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);

4) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности

1.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

2) в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

2. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров

1.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, привлекает на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.

2. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, может осуществляться в следующих формах:

1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;

2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

3) распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности;

4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;

5) подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности;

6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации формы такого участия.

Источник: http://SprBuh.SysTecs.ru/uchet/uchet_tovarov/regulirovanie_torgovoj_deyatelnosti_p1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.