Обновленный закон «О торговле»: комментарии юриста
Закон о торговле про возвраты
Это «услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров». Все эти услуги могут оказываться торговыми сетями на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Условия отбора торговыми сетями поставщиков Согласно новой редакции закона, торговая сеть должна обеспечивать поставщикам доступ к информации об условиях отбора контрагентов, с которыми заключаются договора о поставках товаров, а также о качестве и безопасности продукции.
Закон рф статья возврат товара поставщику по закону о торговле
[info]Новый закон «О торговле» в 2021 году Этот корректив логично следует за предыдущим, касающимся торговых сетей.[/info] Вслед за их широким распространением в России у производителей продовольственных товаров появилась необходимость в активном продвижении своего продукта на рынке.
Теперь эта деятельность также подконтрольна государству, так как прописана в законе.
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс (Правила ЗАО «Национальная товарная биржа» от 27.09.2013 (ред.
Возврат просроченного товара — это законно?
- Новый закон «О торговле» в 2021 году
- Возврат товара поставщику
- Изменения в законе о торговле-2021, которые важно знать
- Закон рф статья возврат товара поставщику по закону о торговле
- Возврат товаров в розничной торговле
- Статья: О возврате поставщику товаров, не проданных сетью (Шоломова Е
- Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле
- Закон о правах потребителя и возврат товара в РФ
- Аналитические обзоры
Новый закон «О торговле» в 2021 году В список запрещённых входит договор: Под «смешанным» понимается соглашение, заключающее в себе части всех или некоторых вышеназванных договоров.
Однако такие сделки возможны между участниками одной группы лиц или хоз.
субъектами (ХС), являющимися торговой сетью.
Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
В случае.
В думу внесен закон о запрете на возврат поставщикам непроданных продуктов
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Новый закон «о торговле» в 2021 году
При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.
Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.
[important]Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).[/important]
Аналитика аналитические обзоры
Следует отметить, что в «зону риска» могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле.
Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения.
Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.
Закон о торговле возврат товара
Источник: //jurist-company.com/zakon-o-torgovle-pro-vozvraty/
Закон о торговле с последними изменениями
Экономика состоит из внутренней и внешней торговли, которую осуществляет государство. Именно поэтому торговля продукцией на внутренних рынках России должна развиваться и контролироваться органами. Так как эта область постоянно меняется, в регулирующий ее закон номер 381 постоянно вносятся новые изменения.
Основные положения закона о торговле
ФЗ 381 о регулировании торговой деятельности был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2021 года.
Федеральный закон 381 содержит 5 глав и 22 статьи. Этот закон регламентирует процессы контроля и регулирования торговли на всей территории России.
Также он определяет правоотношения, возникающие между участниками торговли.
ФЗ №164 читайте тут:
Краткое содержание Федерального закона номер 381 о госрегулировании торговли на территории Российской Федерации:
- Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона. Дан список понятий, терминов и их определений, используемых в законе. Перечислены другие акты, законы и нормативы, касающиеся некоторых положений описываемой области и регулирующие некоторые сферы торговли. Оформлены используемые органами методы для контроля над торговлей. Даны списки полномочий Правительства, федер. органов исполн. власти, органов местного самоуправления и субъектов РФ и т. д. Помощь и участие в процессах осуществления и исполнения указов гос. органов согласно гос. политики некоммерческими компаниями, организациями и хоз. субъектами;
- Во второй главе оформлены и перечислены требования и условия для осуществления торговой деятельности. Дан список прав и обязанностей субъектов, занимающихся поставкой товаров, хоз. деятельностью и торговлей в этой области. Дан список прав и обязанностей хоз. субъектов, которые осуществляют торговлю и поставку товаров в связи с подписанным договором. Описаны нюансы и основные принципы размещения передвижных торговых площадок. Перечислены и описаны условия организации ярмарки, а также предоставлены требования участникам, торгующим на ярмарке. Оформлены нюансы и форма соглашений между различными хозяйственными субъектами и некоммерческими организациями, которые ведут деятельность в области торговли;
- В главе три оформлена антимонопольная система, гос. и муницип. контроль в описываемой сфере. Перечислены и описаны правила антимонопольной системы для хозяйственных субъектов, торгующих и поставляющих продукты питания. Описаны ограничения и запреты аренды, купли-продажи в сфере осуществления торговли. Требования антимонопольной службы к различным категориям гос. органов. Способы и процессы, меры и деятельность по контролю за исполнением положений настоящего ФЗ;
- В главе номер четыре оформлены меры развития и меры по контролю за торговой деятельностью. Описаны процессы организации мероприятий для развития описываемой области. Перечислены системы государственных и муниципальных программ по развитию эффективности торговли и улучшению конкурентоспособности. Оформлено обеспечение граждан информацией в настоящей области деятельности и торговыми площадками в различных регионах страны;
- В пятой г. оформлены заключительные условия и дополнительные требования и положения настоящего Федерального закона.
ФЗ об адвокатуре в последней редакции тут:
Согласно 1 статье закона, он преследует следующие цели:
- При помощи оформления общих требований для всех торговых процессов объединение экономического рынка страны;
- Установление границ между полномочиями разных сотрудников различных государственных органов;
- Обеспечение соблюдения прав всех торгующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- Развитие отрасли торговли для удовлетворения потребности населения и гос. учреждений, а также для развития конкурентоспособности на рынке.
ФЗ о референдуме в Российской Федерации 2021 г. Последние изменения здесь:
ФЗ о торговле с 1 января 2021 года претерпел определенные изменения. Если договор на поставку товара или работ был заключен до 15 июля 2021 года, до 1 января 2021 года информация в договоре должна быть изменена и в итоге должна соответствовать требованиям положений закона. В противном случае договор будет признан недействительным и аннулирован.
Скачать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ можно по ссылке.
Последние изменения
Последние изменения в закон о торговле были внесены 3 июля 2021 года, при принятии ФЗ номер 273.
Согласно изменениям в первую статью была добавлена шестая часть. В этой части написано, что все требования и условия, расписанные в главе номер 3 об антимонопольной системе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, входящих с ними в одну группу. Это условие регулируется 135 ФЗ о защите конкуренции.
Во второй статье были изменены пункты 8 и 10, определяющие понятия «торговая сеть» и «услуги по продвижению товаров». Торговая сеть — это несколько объектов торговли, принадлежащие одному хоз. субъекту, группе хоз.
субъектов или продающиеся под одной коммерческой маркой. Услуги по продвижению товаров — это оказываемые хоз.
субъектам услуги по продвижению их продовольственных товаров, при помощи рекламы, системы выкладки в торговых центрах и магазинах, отчетности и других действий рекламного характера.
Множество изменений произошло в статье номер 9:
- В первой и второй части были исключены фразы о запросе и получении информации при сроке в 14 дней с момента получения запроса;
- В другом виде изложена часть 4 девятой статьи. В этой части написано, что при осуществлении закупки продовольственных товаров у хоз. субъектов, клиент имеет право назначить поставщику денежное вознаграждение. Вознаграждение обсуждается сторонами и вписывается в договор. Также согласно закону любые дополнительные работы, как упаковка товара, выплата вознаграждения, подготовка товара, реклама и т. д. в совокупности не должны превышать 5% от общей суммы заказа. За дополнительную оплату вознаграждений не начисляется налог;
- Согласно шестой части запрещены случаи, когда клиент выплачивает не оформленные в законе виды денежных средств, за несуществующие услуги или в качестве вознаграждения за то, чего поставщик не делал. В таких случаях обе стороны будут нести ответственность;
- В седьмой части были изменены три пункта. В первом пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает десяти дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 8 рабочих дней после получения клиентом. Во втором пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает 30 дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 25 рабочих дней после получения клиентом. В третьем пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых превышает 30 дней и алкогольной продукцией. Эта продукция и товары должны быть оплачены через 40 дней после получения клиентом;
- В восьмой части написано, что все сроки, оформленные в части 7 начинают исчисление с момента получения клиентом товара. С этого момента в течение трех рабочих дней должны быть переданы все бумаги на товар и подписана вся необходимая документация;
- 9 часть 9 статьи утратила силу и была исключена из закона;
- В 10 часть была добавлена фраза «Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается»;
- В 11 части информация об услугах рекламы и продвижения продовольственной продукции была изменена и дополнена сведениями об услугах продвижения, подготовки, упаковки и доставки продукции;
- В части 12 оформлена информация о том, что хоз. субъекты, которые осуществляют деятельность по поставке продовольственной продукции или по торговле этой продукцией запрещено в договоре размещать информацию о дополнительных услугах, как упаковка, реклама, подготовка и т. д. Также запрещено принуждение к заключению договора с контрагентом о перечисленных дополнительных услугах;
- В 13 части дан список запретов на определенные ситуации и деятельность для хозяйствующих субъектов. Запрещается брать или вносить оплату за торговлю или поставку продукции на объектах, оплачивать расходы услуг, не оговоренных в договоре, брать или вносить плату за изменение категорий и вида товаров;
- Согласно 14 части настоящей статьи все описанные в ней изменения, требования и условия касаются групп лиц, среди которых хозяйствующие субъекты. Группы лиц регулируются по закону о защите конкуренции.
Также изменилась 1 часть 13 статьи. В этой части перечислены ограничения для хоз. субъектов, организовывающих торговые сети или поставляющие в них товары:
- Дискриминировать граждан или другие лица, нарушая ФЗ о защите конкуренции;
- Передавать товар или продукцию клиенту через третьи лица без оформления с третьим лицом договора о собственности. Принимается произвольный письменный документ с информацией о третьем лице;
- Ограничивать в доступе или на выходе из объектов других хозяйствующих субъектов;
- Запрещено навязывать контрагенту условия запретов оформления договоров с другими хоз. субъектами, условия возврата непроданной продукции или товаров обратно хозяйствующим субъектам, предложения о снижении ответственности за невыполнение условий договора, условия о неприемлемом понижении цен, не описанном в настоящем законе, условия со сведениями о передаче информации о договорах хоз. субъектам;
- Запрещено нарушать систему ценообразованию, установленную согласно нормативам, принятым в РФ.
Во второй части 13 статьи сократилась информация о Федеральном законе «О защите конкуренции». Была исключена дополнительная информация о нем, как номер, дата принятия, дата внесения последних изменений. В 13 статье осталось лишь название этого закона.
В 16 статье, в части 2 была изменена информация о проведении государственного контроля федер. органами. Федер. органы исполн. власти имеют право оформлять и принимать нормативы и акты, а также вести надзор за соблюдением правил антимонопольной системы.
Имеют право подключать в разбирательства другие территориальные органы. Обладают полномочиями, согласно антимонопольному законодательству России, выдавать предписания и советы по улучшению работы.
В 3 части этой же статьи изменилась информация, согласно которой описанные выше органы могут принять меры, описанные в законодательстве РФ.
В 18 статью был добавлен 4 пункт в 4 часть.
Согласно этому изменению одним из показателей развития эффективности описанных программ является увеличение спроса на определенную продукцию на российском рынке.
В 19 статье, части 3 фраза о документах, описывающих реализацию развития субъектов РФ, была изменена на фразу «нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Отсрочка платежа по закону о торговле
Важнейшим критерием оценки рассрочки является дата поставки товара, получения его на руки и срок хранения товара. При помощи этого критерия правоотношения между поставщиком и клиентом становятся более легитимными и открытыми, что позволяет процессу торговли быть более эффективным.
Вся информация о рассрочке и о ее сроках оформлена в 9 статье, в пункте номер 7. Дан список самых поздних сроков оплаты продовольственных товаров:
- Продукция с наименьшим сроком хранения оплачивается в первую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 10 суток должны быть оплачены в течение 8 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
- Продукция со средней продолжительностью срока хранения оплачивается во вторую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 30 суток, но дальше 10, должны быть оплачены в течение 25 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
- Продукция с длительной продолжительностью срока хранения оплачивается в последнюю очередь. Все товары, которые можно хранить дольше 30 суток, должны быть оплачены в течение 40 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом.
В прошлые года сроки рассрочки были более длительными, для улучшения качества продаваемого товара было принято решение о внесении изменений в закон. Согласно изменениям сроки были сокращены на 5-10 рабочих дней.
Особенности выездной торговли
Выездная торговля является одним из самых контролируемых аспектов ведения торговли, согласно описываемому закону.
Важнейшим условием и требованием, при котором позволяется вести выездную торговлю является то, что транспорт, в котором располагается продукция, не должен нарушать ПДД, не должен мешать движению на дорогах, и самое главное, не должен представлять риск здоровью и жизни населения РФ.
В транспорте или на руках у продавца обязательным считается наличие документации, в которой описана лицензия или подписано разрешение на осуществление торговли на улицах города. Необходимые бумаги продавец имеет право получить у поставщика товаров или владельца транспортного средства.
В бумагах должны быть прописаны сведения о технических и санитарных характеристиках транспорта, также передвижное средство должно этим характеристикам и нормам соответствовать. Если при проверке будут выявлены нарушения, лицо, занимающееся продажей, будет привлечено к ответственности, согласно положениям настоящего и других законов России.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: //lawlinks.ru/zakon-o-torgovle/
Новый закон «О торговле» в 2021 году
В экономической сфере на всей территории России существует ряд обязательных правил и норм ведения торговли. Их регулирует ФЗ № 381, принятый в 2009 году. С того времени произошло много изменений в экономике – как в нашей, так и зарубежной. Чтобы закон не отставал от существующих реалий, были внесены правки в закон о розничной торговле, которые будут действовать в 2021 году.
Изменения в законе «О торговле» 2021
Внесено дополнение в определение «торговая сеть»: в настоящее время так называются ещё и объекты в собственности у хозяйствующего субъекта (или нескольких, входящих в одну группу лиц).
Группой лиц с точки зрения закона считается объединение физ. и/ или юр. лиц, характеризующихся группой признаков (или хотя бы одним из них). Они подробно описаны в девятой статье ФЗ «О защите конкуренции».
Раньше термин подразумевал объекты, находящиеся в совместном руководстве; использующиеся под одним коммерческим названием или же другим средством индивидуализации.
С учётом того, сколько ТС (торговых сетей) появилось в нашей стране в последние годы, корректив был необходим. Он позволяет регулировать деятельность предприятий, раньше не входивших в дефиницию «торговая сеть».
Тринадцатая статья претерпела изменения. Уточнены антимонопольные правила. Поставщикам и компаниям-продавцам нельзя передавать продукцию другим лицам с целью реализации, но без уступки права собственности. Кроме заключения, запрещена и реализация подобных сделок.
В список запрещённых входит договор:
- комиссии;
- поручения;
- агентский;
- смешанный.
Под «смешанным» понимается соглашение, заключающее в себе части всех или некоторых вышеназванных договоров. Однако такие сделки возможны между участниками одной группы лиц или хоз. субъектами (ХС), являющимися торговой сетью.
Эти требования не относятся к ХС, годовая выручка которых не превышает 400 млн рублей.
Вторая статья закона пополнилась десятым пунктом – возникло понятие «услуги по продвижению товаров». Данное определение относится к продуктам питания (сюда включены и напитки, в том числе алкогольные, а также БАДы) и различным способам их продвижения (включая специальную выкладку на прилавках).
Этот корректив логично следует за предыдущим, касающимся торговых сетей. Вслед за их широким распространением в России у производителей продовольственных товаров появилась необходимость в активном продвижении своего продукта на рынке. Теперь эта деятельность также подконтрольна государству, так как прописана в законе.
Закон о торговой деятельности: торговые сети и продовольственные товары
фото с сайта thenounproject.com
Преобразования затронули девятую статью ФЗ-381, где прописаны права и обязанности ХС, занимающихся реализацией продовольствия. Теперь торговое предприятие и фирма-поставщик обязаны предоставлять друг другу отчётные сведения только одним способом: выкладывая их на собственном сайте.
С распространением интернета и его постоянным использованием во всех деловых сферах появилось возможность моментально выкладывать информацию в открытом доступе. Таким образом, из первой и второй части статьи было убрано условие предоставлять запрашиваемые сведения в течение 14 дней после получения запроса.
Наиболее серьёзные изменения претерпел четвёртый пункт данной статьи. Теперь размер вознаграждения, которое ТС получает от поставщиков продовольствия, законодательно понижен с десяти до пяти процентов.
Точнее, он по-прежнему остался предметом согласования двух сторон, но его максимальный процент стал в два раза меньше.
Данный ретро-бонус фирме-продавцу положен за приобретение определённого количества продукции.
Процент вознаграждения снизили, чтобы производители могли вкладывать деньги в усовершенствование своего бизнеса, а не растрачивать их на чрезмерно большие премии для ТС. Мера была принята с целью защиты не только производителей товаров, но и покупателей: при ограничении суммы ретро-бонуса есть надежда и на ограничение конечной стоимости товаров.
Как уже было сказано выше, за прошедшие годы появилось такое явление, как услуги по продвижению товаров. Поэтому сегодня вознаграждение торговой сети положено не только за покупку товаров у конкретной компании, но и за продвижение, включая логистику.
фото с сайта thenounproject.com
Сегодня сетям нужно делать больше, чем в 2009 году (одним приобретением товаров у поставщиков их деятельность давно не ограничивается), а процент бонуса за осуществляемую деятельность стал меньше. Выплата других видов вознаграждения, кроме прописанных в законе, запрещается.
Расчет вознаграждения проводится без учёта НДС. Не учитывается и стоимость акциза в случае с подакцизными товарами. Эти два критерия также влияют на понижение размера ретро-бонуса.
Теперь ТС придётся не просто смириться с изменениями в законе о торговле, но и осуществить переход к новому ведению бизнеса.
Это значит, что придётся вносить коррективы в договоры с поставщиками, чтобы все документы соответствовали букве закона.
Поставщики не должны платить продавцам за то, чтобы те приобретали именно у них и чтобы их продукция была в большем количестве на прилавках. А компаниям-продавцам нельзя принимать такую «финансовую помощь», а также обязывать другую сторону возместить ущерба за утрату или повреждение товаров, если поставщики в этом не виноваты.
Изменения коснулись и той части закона о розничной торговле, где прописаны сроки оплаты поставщикам.
Срок годности товара (дней) | Оплата не позднее |
до десяти | 8 рабочих дней |
от десяти до тридцати | 25 календ. дней |
от тридцати | 40 календ. дней |
Время оплаты алкогольных товаров рассчитывается так же, как оплата продуктов со сроком хранения, превышающим тридцать дней. Установлен срок передачи документов – три рабочих дня. Все сроки высчитываются с момента фактического получения товара торговой сетью.
Закон об электронной торговле
Электронная торговля появилась относительно недавно и быстро получила широкое распространение. Как и любая другая деятельность, она должна иметь под собой правовую базу.
Но, как это часто бывает, законодательство на шаг отстаёт от реалий жизни. В нашей стране пока только разрабатываются проекты закона об интернет-торговле. Ни один из них пока не принят. Поэтому пока нельзя точно сказать, когда он вступит в силу. О сроках возврата товара читайте здесь.
Новый закон о торговле: изменения в КоАП
фото с сайта thenounproject.com
Произошедшие изменения не могли не коснуться законов об административных правонарушениях. Статья 14.42 отредактирована в соответствии с ними. Штрафы остались прежними: от двадцати до пятидесяти тысяч рублей – для должностных лиц, от одного до пяти миллионов рублей – для юридических.
Увеличился и срок давности привлечения к ответственности: с двух месяцев до одного года с того дня, когда стало известно о нарушении.
Призвать к ответственности могут за нарушение:
- правил ФАС;
- норм предоставления сведений;
- условий заключения договоров.
Что подразумевается под «стало известно»? Это значит, что представители ФАС получили данные или материалы, свидетельствующие о том, что нарушение имело место. Источники могут быть самыми разными: от государственных или правоохранительных органов до физических лиц.
Важно знать, что дело будет возбуждено немедленно.
Заключение
По новому закону о торговле с 1 января 2021 года все ранее заключенные соглашения должны быть приведены в порядок, чтобы документация не противоречила произошедшим изменениям.
Специалисты рекомендуют заинтересованным сторонам внимательно изучить уже подписанные договоры, чтобы проверить их на соответствие с новыми нормами. Если обнаружится несоответствие, то необходимо будет срочно заняться разработкой новых форм документов или внести изменения в уже существующие.
data-block2= data-block3= data-block4=>
Источник: //ya-i-zakon.ru/articles/prava-potrebitelya/novyj-zakon-o-torgovle-v-2021-godu.html
Изменения в торговом законодательстве — Audit-it.ru
С. В. Манохова
Журнал “Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение” № 8/2021
На кого распространяются требования обновленного торгового законодательства? Каковы новые сроки оплаты товаров? Каким способом должен обеспечиваться доступ к информации об условиях отбора контрагентов?
Традиционно в августовском номере журнала размещаются комментарии к самым значимым федеральным законам. Начнем с Федерального закона от 03.07.2021 № 273-ФЗ, которым внесены поправки в Закон о торговле[1].
Отметим, что изменения, вносимые в торговое законодательство, длительное время обсуждались между участниками рынка и большинство из них были «проверены» Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.
На кого распространяются требования торгового законодательства?
Одной из существенных поправок, внесенных в Закон о торговле, является то, что установленные его гл.
3 антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции[2]. Что же понимается под группой лиц?
Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое имеет более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества;
- юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица юридическое (физическое) лицо;
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
- юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
- физическое лицо, его супруг, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры;
- лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом;
- хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из названных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица имеют более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.
Понятия, термины, определения
Основные понятия, используемые в Законе о торговле, содержатся в ст. 2. Комментируемым законом внесены корректировки в определение «торговая сеть».
Торговая сеть | |
Совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации | Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации |
Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):
- рекламирования продовольственных товаров;
- осуществления их специальной выкладки;
- исследования потребительского спроса;
- подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
- осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.
Обязанности торговой сети и поставщиков продовольственных товаров
Статьей 9 Закона о торговле установлены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки. В частности, названные лица обязаны:
| ⇒ | Обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора | ⇒ | |
⇐ | Помимо указанного выше обеспечивать доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров | ⇐ |
До недавнего времени доступ к указанной информации названными лицами мог быть обеспечен двумя способами по выбору:
- путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете;
- путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Комментируемым законом в ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о торговле внесены изменения, согласно которым вся необходимая информация в обязательном порядке должна быть доступна на сайте торговой сети (поставщика продовольственных товаров). Второй способ представления информации (путем представления в 14-дневный срок по запросу контрагента) уходит в прошлое.
О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок
С момента вступления Закона о торговле в силу действовало следующее правило: соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого организации-покупателю, в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:
- вознаграждение в связи с приобретением торговой организацией у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров;
- плату за оказание услуг по продвижению товаров (что подразумевается под данным термином, смотрите выше), логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг.
Превышение совокупного размера вознаграждения более чем на 5% от цены приобретенных продовольственных товаров может повлечь наложение административного штрафа (абз. 1 ч. 1 ст. 14.41 КоАП РФ в новой редакции):
- на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
- на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
О сроках оплаты товаров
В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона о торговле в случае, если торговой организацией и поставщиком продовольственных товаров заключается договор поставки с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи, срок оплаты товаров не может превышать установленного периода. Комментируемым законом в названную статью внесены изменения.
Менее чем 10 дней | Не позднее 10 рабочих дней со дня приемки товаров | Не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения товаров |
От 10 до 30 дней включительно | Не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки товаров | Не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения товаров |
Свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ | Не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки товаров | Не позднее чем 40 календарных дней со дня фактического получения товаров |
Новые запреты
Торговым сетям, а также поставщикам продовольственных товаров категорически запрещается следующее (п. 13 ст. 9 Закона о торговле):
– за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты; – за изменение ассортимента продовольственных товаров | – в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика; – не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров |
Несоблюдение названных запретов будет караться штрафом
(ч. 7 ст. 14.42 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.
Переход права собственности на товары обязателен
Поставщики и торговые сети не вправе заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения названных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ (п. 5 ст. 13 Закона о торговле). Штраф за данное нарушение составит (ч. 5 ст. 14.40 КоАП РФ):
- для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 1,5 млн до 4,5 млн руб.
Ранее эта норма звучала так: торговым сетям и организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается производить оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
Порядок вступления закона в силу
Данный закон вступил в силу 15.07.2021. Условия договоров, регулируемые Законом о торговле, должны быть приведены в соответствие новым правилам до 01.01.2021. Если контрагенты не внесут необходимые поправки в договоры, с 1 января 2021 года не соответствующие торговому законодательству условия договоров будут признаны утратившими силу.
[1] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». [2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».Источник: //www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a85/880160.html