+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Малый бизнес освобожден от внеплановых проверок

Проверки организаций малого бизнеса

Малый бизнес освобожден от внеплановых проверок

Какие проверки нельзя будет проводить? Кого нельзя будет проверять? Распространится ли запрет на проверки, проводимые налоговой инспекцией и внебюджетными фондами? В каких случаях заперт на проверки начнет действовать? Что делать если Вас пришли проверять, несмотря на запрет? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в нашей сегодняшней статье.

Какие проверки нельзя будет проводить?

Поскольку закон не конкретизирует вид неналоговых проверок, таким образом можно сделать вывод, что под запрет подпадают любые административные, надзорные и муниципальные проверки, осуществляемые на плановой основе. К ним относятся проверки роспотребнадзора, санипедемстанций, роскомнадзора, прокуратуры, инспекции по труду, органов местного самоуправления, пожарные проверки и т.д.

Порядок и сроки проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также данный запрет не коснётся внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся исключительно по определённому списку возникших оснований, изложенных в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Чаще всего, основанием внеплановой проверки является заявление гражданина о нарушении объектом проверки его прав или не исполнение им предписаний и представление органов государственно власти и надзора.

Кого нельзя будет проверять?

Рассматриваемый закон гласит о том, что запрет на проведение плановых неналоговых проверок распространяется только на субъекты малого предпринимательства. Их определение дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.

07 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

Так, следуя данному закону к таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (ООО, ЗАО, АО, за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия:

  • средняя численность работников за предшествующий календарный год до 100 человек включительно;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) за прошлый календарный год менее 400 миллионов рублей;
  • доля участия в уставном капитале (только для организаций) государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном
  • капитале организации не более 25 процентов или отсутствие таковой;
  • доля участия в уставном капитале иностранных юридических лиц не более 49 процентов;

суммарная доля участия одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми и средними, не должна превышать 49 процентов.

Здесь также важно добавить, что организация может получить или утратить статус субъекта малого предпринимательства, только если значение её выручки и численности работников будут выше или ниже предельных значений в течение трех следующих друг за другом календарных лет. То есть, если, к примеру, выручка за каждый год с 2013 по 2015 годы будет превышать 400 миллионов рублей, то организация перестанет признаваться субъектом малого предпринимательства только в 2016 году.

Распространится ли запрет на проверки, проводимые налоговой инспекцией и внебюджетными фондами?

Стоит заметить, что указанный запрет не распространяется на плановые проверки налоговой инспекции и её территориальных органов. Данные проверки проводятся в соответствии с налоговым кодексом и под действие указанного закона не подпадают.

Также, да данный запрет не подпадает перечень проверок указанный в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В частности, проверки контроля уплаты обязательных взносов в различные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.).

В каких случаях запрет на проверки не будет действовать?

Рассматриваемый закон содержит ряд исключений на наложенный запрет проведения плановых неналоговых проверок.В частности, согласно ч. 2 ст. 26.

1 Закона № 294-ФЗ, плановые проверки субъектов малого предпринимательства можно будет проводить в случаях:если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности;если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом проверка будет возможна только при условии, что с даты окончания предыдущей проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение, прошло менее трех лет.

Источник: http://sovetnik-22.ru/publications/24-nalogovye-kanikuly

Закон об освобождении малого бизнеса от проверок

Малый бизнес освобожден от внеплановых проверок

Госдума приняла во втором и третьем чтениях правительственный закон, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса. Об этом сообщает РИА Новости.

Мораторий устанавливается с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России, считает кабинет министров.

Запрет не распространяется на такие виды государственного надзора, как пожарный, экологический, радиационный, контроль в области защиты государственной тайны и использования атомной энергии.

Ретейл закатает губу

Законопроект был внесен правительством в Госдуму 15 июня 2015 года. Документ подготовило Минэкономразвития.

Согласно новому закону, в отношении субъектов малого и среднего бизнеса плановые проверки, за рядом исключений, проводиться не будут. В частности, проверено может быть предприятие, в отношении которого менее чем за три года до этого были применены такие санкции, как административное наказание, аннулирование лицензии, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Кроме того, проверки могут осуществляться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные и экологически вредные производственные объекты, гидротехнические сооружения, а также занимающихся обеспечением радиационной безопасности и защитой гостайны.

m.lenta.ru

?Президент России Владимир Путин подписал закон, который на три года (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года) освобождает малый бизнес от проверок со стороны органов муниципального и государственного контроля. На время «надзорных каникул» соответствующим органам запрещается проводить плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из сферы малого бизнеса, сообщается на сайте главы государства.

В то же время представители малого бизнеса, наказывавшиеся в течение трех предыдущих лет за допущенные в своей работе грубые нарушения законодательства, полного освобождения от проверок не получат.

Надзорные органы при желании смогут проверять таких экс-нарушителей в плановом порядке, а тем, в свою очередь, дается право обжаловать решение о проведении плановой проверки, если они считают, что она назначена в нарушение закона.

Кроме того, запрет не распространяется на проведение проверок в области промышленной безопасности и пожарного надзора, когда речь идет об эксплуатантах опасных производственных объектов I и II классов опасности, проверки в области обеспечения радиационной безопасности и в сфере защиты государственной тайны, а также некоторые другие прямо указанные в законе случаи.

Проведение проверки в нарушение требований подписанного Путиным закона объявляется в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации, «грубым нарушением», влекущим недействительность полученных в ходе проверки результатов.

www.rbc.ru

С 2016 года по 2019 год будут запрещены плановые неналоговые проверки малого бизнеса

На прошлой неделе Совет Федерации одобрил Федеральный закон предусматривающий, в частности, запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Запрет вводится на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Кого нельзя будет проверять? Какие именно проверки нельзя будет проводить? Распространится ли запрет на проверки, которые проводят налоговые инспекции и внебюджетные фонды? Потребуется ли представлять какие-либо документы для освобождения от проверок? Когда заперт на проверки начнет действовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей сегодняшней статье.

Что такое неналоговые проверки

Неналоговыми или административными проверками обычно называют контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Порядок и частота проведения таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см.

«Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Обратите внимание: налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе.

Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ.

В этот перечень включен и контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. То есть ни на налоговые проверки, ни на проверки со стороны фондов вводимый запрет не распространяется.

Кого относят к субъектам малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ (см.

«Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия.

Критерия отнесения к субъектам малого бизнеса

Критерий

Источник: https://yurist-moscow.ru/zakon-ob-osvobozhdenii-malogo-biznesa/

На какие хитрости идут чиновники для проверки бизнеса

Малый бизнес освобожден от внеплановых проверок

В России установлен трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. При этом процедуру проведения внеплановых проверок ужесточили. В то же время чиновники указывают – недовольство предпринимателей не всегда обоснованно: зачастую они грубо нарушают закон. Стало ли легче субъектам бизнеса и как работают в новых условиях контролирующие органы, выяснил корреспондент “РГ”.

Подозрения проверяющих далеко не всегда бывают беспочвенными. Антон Вергун/ТАСС

Трехлетние “надзорные” каникулы стартовали 1 января 2016 года. Внесенные в закон № 294-ФЗ поправки запретили проведение плановых проверок в отношении предприятий с годовой выручкой менее 800 миллионов рублей и штатом до 100 сотрудников. Исключения есть – не оставлять же бизнес совсем без надзора.

Так, освобождение не коснулось медицинских и образовательных организаций, компаний, работающих в сфере соцобслуживания. Закон касается лишь предприятий, которые за последние три года не лишались лицензии, где не были дисквалифицированы руководители и которые не подпадали под административное приостановление деятельности.

По-прежнему разрешены проверки бизнеса, работающего с бюджетными средствами. Не попали под мораторий налоговые ревизии.

Сотовые компании получат новые рынки сбыта услуг за счет онлайн-касс

Прошел год, и в регионах начали подводить первые итоги. Так, в Орловской области нарушений со стороны контролирующих органов стало чуть меньше. Это отметил в своем годовом докладе региональный бизнес-омбудсмен Евгений Лыкин. По его словам, качество работы инспекторов повысилось, количество жалоб на них немного сократилось. В целом нагрузка на бизнес снизилась.

Первый шаг был сделан несколько лет назад, когда контролирующие органы обязали согласовывать проверки с прокуратурой. Реестр публикуется в государственной информационной системе.

Обнаружив себя в списке, предприниматель может потребовать исключения из плана. Мораторий не отменил внеплановые инспекции, но они тоже требуют согласования.

Именно их бизнес считает основным инструментом давления. Впрочем, ситуация меняется.

– Сокращению количества незаконных проверок и снижению административного давления на бизнес способствовала принципиальная позиция прокуроров, – считает Евгений Лыкин. – В 2016 году в прокуратуру области поступило 155 заявлений от органов государственного и муниципального контроля о согласовании внеплановых проверок юридических лиц и ИП. В 84 случаях им было отказано.

То есть отклонено было свыше 54 процентов заявок. Это говорит о том, что желание “кошмарить” бизнес не пропало. Около 70 процентов заявок предполагали проверки малых предприятий. Возможно, инспекторы пытались нащупать брешь. Исключение составили органы муниципального контроля. Они “успокоились” и за прошедший год подали всего две заявки на внеплановые проверки, да и те были отклонены.

– Однако факты необоснованного вмешательства в деятельность предпринимателей все еще имеются, – продолжает Евгений Лыкин. – Оценка работы контролирующих органов свидетельствует о том, что при отсутствии строгого соблюдения закона рождаются серьезные риски. Они создают угрозу закрытия предприятий.

Маленькие хитрости

Инспекторы ищут обходные пути. Например, появилась такая практика. Возбуждают административное производство по подозрению в совершении правонарушения. И в его рамках, по сути, проводят внеплановую проверку. Административное расследование – это маскировка.

Но доказать, что под видом одного делается другое, тяжело. Мораторий не освобождает от ответственности. В такую ловушку попала предпринимательница из Орла. Она арендовала помещение в центре города и открыла парикмахерскую.

Однажды к ней пришли сотрудники Росреестра, но не с проверкой предприятия, это было бы незаконно. Провели административное обследование участка, на котором стоит здание. Составили протокол – дескать, земля предназначена для обслуживания жилого дома, а не парикмахерской.

Проверки не было, а штраф наложили, да еще и непонятно за что.

В Ростове узаконят деятельность мобильных кофеен

– Постановление Росреестра после проверки по обращению предпринимательницы было опротестовано природоохранной прокуратурой и полностью отменено, – рассказал Евгений Лыкин. – Оно было признано незаконным, поскольку ИП не совершала правонарушения.

В Мценске полиция возбудила уголовное дело о незаконном предпринимательстве. Оперативники пришли на завод и временно парализовали его работу.

Их заинтересовали печи, которые якобы кто-то использовал для незаконного бизнеса. Незаконными же прокуратура признала действия полицейских.

Как пояснили в ведомстве, “произошла подмена следственного действия “осмотр места происшествия” следственным действием “обыск”.

Около 70 процентов заявок от контролеров предполагали проверки малых предприятий

Подмена понятий – один из самых больших рисков для бизнеса. Уголовное дело возбуждается по факту, а не в отношении конкретного человека. Далее у фирмы или ИП изымают компьютер и бухгалтерию, блокируют счета – на период расследования. Но оно способно длиться месяцами. Предприятие не может нормально работать.

Даже зарплату не выдашь, потому что счетами пользоваться нельзя. Три месяца спустя на директора вполне можно заводить дело за невыплату зарплаты. Хотя что он мог сделать, когда у него все изъяли? Это порождает коррупционные риски. Возвращение изъятых документов, техники и разблокировка счетов может стать предметом сомнительного торга.

Что делать ИП в такой ситуации? Закон его вроде защищает, а вроде и нет.

Однако и проверяющие оказались в непростых условиях. Инспекции и ревизии стали одним из инструментов грязной конкурентной борьбы. Дело не в том, что надзорные органы будто бы кому-то помогают расправиться с соперником. Просто некоторые пытаются сводить счеты чужими руками.

Например, был случай, когда пациент пожаловался на работу частного стоматологического кабинета – зубы плохо вылечили, болят. Внеплановую проверку разрешили, ведь речь шла о здоровье человека. Поползли слухи. Горожане стали обходить кабинет стороной. В ходе проверки возникло подозрение, что придирчивого пациента подослал конкурент. Доказать это не удалось.

Но, даже если бы удалось, наказание никто не понес бы. От такого риска пока не защищает ни один закон. А экспертиза показала, что обвинения были надуманны.

Сами виноваты

Бизнес все чаще оспаривает постановления и предписания в суде. Контролирующим органам приходится отвлекаться на тяжбы и доказывать, что права предпринимателя они не нарушили.

Так, владелец продуктового магазина оспорил штраф, наложенный Россельхознадзором за продажу колбасы без маркировки и сопроводительной документации.

Заявил, что ведомство превысило полномочия и присвоило себе функции… Роспотребнадзора.

– Пришлось доказывать, что колбасные изделия проверялись в части эпизоотического благополучия, а это наша сфера деятельности, – рассказал замглавы ТУ Россельхознадзора Лев Лейзеров. – Без маркировки с датой изготовления невозможно сличить продукцию с ветеринарными сопроводительными документами и подтвердить ее эпизоотическое благополучие.

Предприниматель настаивал на том, что его наказали за нарушение правил торговли, а это действительно сфера деятельности Роспотребнадзора. Но суд отказал ему в иске и признал действия инспекторов законными.

На выяснение отношений уходят и время, и силы. Суть “надзорных каникул” как раз и заключается в том, чтобы создать риск-ориентированную модель организации проверок.

Она заработает по окончании моратория в 2018 году, хотя на местах внедрение уже началось.

МЧС значительно сократило проверки малого бизнеса

– У нас сформирован реестр субъектов надзора по классам потенциального риска причинения вреда здоровью населения, – отметил врио главы управления Роспотребнадзора Александр Румянцев. – Внедрение этой модели уже позволило снизить административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, соблюдающих требования санитарного законодательства.

Предполагается, что модель избавит от проверок, а значит, и от бюрократических проволочек те сферы бизнеса, которые можно оставить без строгого надзора, где риск возникновения опасных последствий невелик.

Уже сейчас, как заверил Александр Румянцев, за впервые совершенное правонарушение предпринимателя предупреждают, а не карают штрафом. Однако есть и обратные примеры.

Требования к бизнесу настолько разнообразны, многочисленны и противоречивы, что придраться можно к чему угодно.

Так, в Орле только суд спас от разорения владельца небольшого кафе. Сотрудники миграционной службы нашли официантку – вынужденную переселенку с Украины, у которой не было патента на работу в нашей стране.

Предпринимателя оштрафовали на 250 тысяч рублей. Для него это большая сумма, которую он не мог “вытащить” из оборота. В суде ИП доказал, что наказание несоразмерно нарушению. Вину он и не отрицал. Штраф заменили на предупреждение.

Но предупредить могли и проверяющие.

– При назначении наказаний в большинстве случаев не учитываются цели, задачи и правила привлечения к административной ответственности, – считает Евгений Лыкин. – Факторы малозначительности и возможности освобождения от ответственности даже не рассматриваются, а предпочтение отдается безусловному назначению штрафа.

По его словам, от этого, как ни странно, теряет казна. Практика показывает, что надзорные органы судятся до последнего. Если они проиграли процесс предпринимателю в первой инстанции, обязательно обжалуют решение в апелляции, потом – в кассации. Доходят и до Верховного суда. На тяжбы тратят бюджетные средства, порой гораздо большие суммы, чем величины штрафов, за которые судятся.

Уральский округ оказался в числе отстающих по кредитованию бизнеса

– Решения в интересах предпринимателей в подавляющем большинстве случаев остаются в силе, поэтому можно с полным правом говорить о необоснованном расходовании государственных ресурсов, – добавляет Евгений Лыкин. – Учитывая длительность процедуры оспаривания, работа предпринимателей в отдельных случаях парализуется на год и более.

Бизнес жалуется, что его “душат”, но массово нарушает закон. В прошлом году было проведено 9049 проверок – почти на две тысячи меньше, чем годом ранее.

В результате 4519 должностных и 996 юридических лиц были привлечены к ответственности.

К слову, в этом году многие ведомства начали проводить для предпринимателей дни открытых дверей и “круглые столы”, организовали горячие телефонные линии, публичные отчеты. Возможно, это поможет наладить диалог.

Справка “РГ”

В 2016 году при осуществлении надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокуратура Орловской области нашла 867 нарушений.

К дисциплинарной ответственности привлечено 273 должностных лица, к административной – 48. В суд направлено 18 заявлений, семь должностных лиц предостережено о недопустимости нарушений закона.

Кроме того, по материалам прокурорских проверок было возбуждено три уголовных дела.

Источник: https://rg.ru/2017/05/11/reg-cfo/na-kakie-hitrosti-idut-chinovniki-dlia-proverki-biznesa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.