+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов

Начисления на фонд оплаты труда единый социальный налог

Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов

Наша цель – помочь отечественному бизнесу достичь высоких доходов и других экономических показателей с учетом действующих законов РФ.

Юридическая фирма «Бизнес и Закон» предлагает вам крайне широкий перечень юридических услуг: регистрация коммерческих и некоммерческих организаций, получение разрешений, обеспечение юридической безопасности бизнеса, регистрация сделок с недвижимостью, решение арбитражных споров, безопасное банкротство фирмы, а также аудит и бухгалтерское сопровождение.

Что это такое ЕСН в бухгалтерии — проводка, начисление на зарплату

Единый социальный налог выплачивается всеми работодателями для поддержания прав своих работников на государственную медицинскую поддержку, а также различного рода социальное обеспечение (страховка). С первого января 2010 года ЕСН отменен.

На сегодняшний день вместо него налогоплательщики делают страховые взносы в пенсионный фонд России, ФСС и другие подобные организации. Величина отчислений с первого числа января 2011 года существенно увеличилась, теперь в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования должны поступать довольно внушительные суммы от работодателей.

Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов

В настоящее время активно обсуждается возможное возвращение единого социального налога (ЕСН), который заменит взносы в пенсионный и другие внебюджетные фонды.

Речь идет о триллионах рублей и необходимости пополнения бюджета: в случае возврата ЕСН эти деньги будут собираться не в фондах, а в бюджете.

Эта тема обсуждается также и с точки зрения изменений для бизнеса: для ИП и ООО.

О том, что могут вернуть ЕСН, стало известно после того, как в Правительстве России в рамках антикризисных мер стали рассматривать различные варианты пополнения бюджета, в том числе, дополнительного пополнения.

ЕСН: проводки, кто и сколько платит

Изначально ЕСН, Единый Социальный Налог, был создан в качестве обязательного налога, чтобы обеспечить пенсионное и страховое обеспечение.

Закон об этом виде налогообложения видоизменялся, но глава № 24-2 НК РФ стала последним документом, регулирующим эту систему.

  • налогоплательщики, выплачивающие заработную плату своим работникам, ими могут быть ИП, юридические лица, физические лица, официально не ведущие предпринимательскую деятельность.

Объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее − НДФЛ) является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Согласно пп. 164.2.1 ст. 164 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), в такой доход плательщика налога включают доходы в виде зарплаты, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке.

Депутаты Верховной Рады Украины проали за принятие закона “О внесении изменений в раздел VIII “Заключительные и переходные положения” Закона Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование” (относительно уменьшения нагрузки на Фонд оплаты труда).

Во время представления законопроекта народный депутат Украины Андрей Журжий отметил, что принятие этого закона будет

«маленьким шагом, который позволит бизнесу легализовать заработные платы своих работников, позволит в 2019 году выйти на безусловное снижение единого социального взноса с установлением ставки максимум на уровне 15%, а, как максимум, отмену единого социального взноса и уплату исключительно налога на доходы физических лиц»

.

Бухучет инфо

Большое значение для объективного учета трудовой деятельности работников, его продвижения по «служебной лестнице» имеет правильная организация первичной документации, которая сейчас подразделяется на группы: первичная документация по учету личного состава и первичная документация по учету труда и его оплаты.

Система оплаты труда, фонд заработной платы.

Внутри организации взаимодействие работника и предпринимателя, т.е.

Источник: https://valan-group.ru/nachislenija-na-fond-oplaty-truda-edinyj-socialnyj-nalog-16073/

Социальный налог – вперед в прошлое?

Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов

Единый социальный налог знаком многим российским предпринимателям не понаслышке. До 2010 года его платили вместо страховых взносов, и его отмена была воспринята негативно. Сейчас в высших кругах заговорили о возврате ЕСН. Вспомним, каким был социальный налог, и в чем его отличие от страховых взносов в социальные фонды.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ Все бизнесмены обязаны платить налоги. Их экономический смысл состоит во взаимоотношении любых граждан и хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства -с другой стороны, направленном на формирование государственных финансов. Нормативное определение налогов дано в статье 8 Налогового кодекса РФ:

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Все налоги носят императивно-обязательный характер, являются индивидуальными и безвозмездными со стороны плательщиков, при их уплате происходит одностороннее изъятие части собственности налогоплательщика и переход ее к государству. Средства, поступившие в виде налогов, направляются на финансирование деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому налоги делятся на федеральные и местные. От сбалансированности налоговой системы страны зависит не только наполняемость бюджета, но и общий деловой климат. Инвесторы стремится туда, где меньше налоговое бремя, а сами налоги проще и прозрачнее. Эти, казалась бы, прописные истины выглядят иначе, когда возникает экономический кризис и требуется пересмотр сложившейся налоговой системы. Такой пересмотр может принести бизнесу как положительные перемены, так и наоборот – загнать его в тень. Можно сказать, что единый социальный налог, о котором заговорили чиновники, является как раз таким инструментом. Единый социальный налог был введен в России в 2001 году. Он заменил обязательные для всех работодателей и граждан взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН обязали платить всех работодателей осуществляющих выплаты наемным работникам индивидуальных предпринимателей и граждан. Все платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

  • единый социальный налог, уплачиваемый в Федеральный бюджет;
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования (ФСС);
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования (ФМС);
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд социального страхования (ФСС);
  • страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.

Работодатели платили ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, – пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. А на долю индивидуальных предпринимателей и адвокатов пришелся ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Ставки ЕСН были дифференцированы в зависимости от фонда заработной платы, организационно-правовой формы и даже вида деятельности работодателей. Однако, большинство работодателей уплачивали налог по нижней шкале.

Сравнение ЕСН в 2010 году и страховых взносов в 2015 году

Ряд работодателей был освобожден от уплаты ЕСН. Среди них:

  • Организации, выплачивающие вознаграждения работникам-инвалидам 1,2 и 3 группы, не превышающие в течение налогового периода 100 тысяч рублей по каждому работнику.
  • Общественные организации инвалидов, с количеством трудоустроенных инвалидов и их законных представителей не менее 80%, а также их региональные и местные отделения.
  • Организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.
  • Образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные и прочие социальные учреждения, а также организации, созданные для оказания правовой и другой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
  • При этом льготы не распространялись на организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.

Страховые взносы

Просуществовав 9 лет, ЕСН опять уступил место обязательным страховым взносам во внебюджетные фонды. С 2010 года работодатели стали начислять такие взносы на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Регулирование уплаты страховых взносов определено в Федеральном законе N 212-ФЗ.

Перечисление социальных взносов в федеральный бюджет было полностью отменено и все средства сосредоточились в бюджетах ПФР и ФСС. В 2015 году в систему страховых взносов были внесены значительные коррективы, затронувшие как особенности их расчета, так и уплату.

В частности, изменились требования к среднесписочной численности работников, расчет суммы взносов теперь должен осуществляться с учетом копеек, определены требования к обложению страховыми взносами выходного пособия, а также ряд других изменений.

Но главный принцип страховых взносов сохранился: все средства, перечисляемые работодателями, попадают в непосредственно в ПФР и ФСС и потом распределяются на пенсии, пособия и выплаты в пользу застрахованных лиц. При этом существует возможность для разделения пенсионных взносов на страховые и накопительные.

Пенсионный фонд России самостоятельно администрирует сбор взносов и распределение полученных средств. Аналогичные права имеет Фонд социального страхования. Все неиспользованные средства остаются в распоряжении внебюджетных фондов.

Перспективы возврата социального налога

Сразу же после перехода Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования под управление Минфина, Федеральная налоговая служба объявила о реформировании сложившейся системы социальных взносов. По задумке налоговиков, вместо разных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС работодатели должны платить единый взнос.

Этот взнос не должен зависеть от фонда оплаты труда работников и будет контролироваться одним органом. Казалось бы, такая инициатива ФНС является первым шагом на пути к возврату ЕСН, уже анонсированному некоторыми чиновниками. Но это не совсем так.

Сама налоговая служба пояснила, что объединение социальных взносов не должно изменить их основную суть, а также порядок учета и распределения. Ведь при страховых взносах собранные средства целиком поступают в бюджеты соответствующих фондов и распределяются ими в зависимости от потребностей.

В случае с социальным налогом деньги поступают в бюджет и подлежат распределению оттуда на общих основаниях. Именно способ распределения средств вызвал наибольшее беспокойство у экспертов, когда впервые заговорили о возврате социального налога. Совокупный бюджет социальных фондов на 2016 год составляет 5,9 трлн рублей, или 7,5% ВВП.

Доходная часть федерального бюджета на 2016 год утверждена в размере 13,7 трлн рублей, или 17,5% ВВП. Это значит, что внебюджетные средства составляют почти половину общероссийского бюджета.

Распределение социальных средств при ЕСН и страховых взносах

Правда, такая проблема не сильно волнует самих бизнесменов. Им, по большому счету, важнее не то, куда пойдут их деньги (которые все равно придется заплатить), а то, каким образом их будут администрировать. Практика показывает, что удобнее, когда администрирование и сбор средств осуществляет одна структура, а не две, три или четыре. Поэтому, если речь идет об объединении всех взносов в один, без увеличения ставки, то предприниматели готовы это поддержать. [C=1524] Как выяснили журналисты, чиновники собираются не просто объединить все социальные взносы в один, но и изучить возможность введения дополнительного платежа в Пенсионный фонд в размере 2%, который будут уплачивать сами граждане. Кроме того, глава российского Правительства Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину и Минэкономразвития “проработать вопросы: начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов; введения соплатежа застрахованных лиц при уплате взносов”. Это значит, что страховые взносы с высоких зарплат, которые уплачивают работодатели, также могут быть увеличены. Министр экономического развития Алексей Улюкаев опроверг факт обсуждения правительством таких инициатив, хотя и не отрицает само существование подобных идей. [C=1525] Однако, как показывает практика, такие заявления зачастую не соответствуют действительности, поскольку делаются чиновниками тогда, когда вопрос еще “висит в воздухе” и не решен окончательно. Как известно, власти ввели мораторий только в отношении налоговой нагрузки для бизнеса. А страховые взносы, пока они еще не стали ЕСН, к налогам не относятся. Поэтому, можно сказать только о том, что уже в 2017 году бизнесу придется привыкать к единому социальному взносу и новым “старым”функциям ФНС, а вот станет ли этот взнос налогом, чиновники еще не решили.

Источник: http://ppt.ru/news/135276

Единый социальный налог в 2017 году

Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году.

Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета.

Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года.

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной части бюджета стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы.

Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность.

При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им достойную пенсию.

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности отечественной экономики, и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес.

Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития.

Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.

Источник: http://ncdm.ru/edinyiy-sotsialnyiy-nalog-v-2017-godu/

Что заменило единый социальный налог

Единый социальный налог: перспективы возвращения и мнения экспертов

Единый социальный налог знаком многим российским предпринимателям не понаслышке. До 2010 года его платили вместо страховых взносов, и его отмена была воспринята негативно. Сейчас в высших кругах заговорили о возврате ЕСН. Вспомним, каким был социальный налог, и в чем его отличие от страховых взносов в социальные фонды.

Все бизнесмены обязаны платить налоги. Их экономический смысл состоит во взаимоотношении любых граждан и хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и государства -с другой стороны, направленном на формирование государственных финансов. Нормативное определение налогов дано в статье 8 Налогового кодекса РФ:

Все налоги носят императивно-обязательный характер, являются индивидуальными и безвозмездными со стороны плательщиков, при их уплате происходит одностороннее изъятие части собственности налогоплательщика и переход ее к государству.

Средства, поступившие в виде налогов, направляются на финансирование деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому налоги делятся на федеральные и местные. От сбалансированности налоговой системы страны зависит не только наполняемость бюджета, но и общий деловой климат.

Инвесторы стремится туда, где меньше налоговое бремя, а сами налоги проще и прозрачнее.

Эти, казалась бы, прописные истины выглядят иначе, когда возникает экономический кризис и требуется пересмотр сложившейся налоговой системы. Такой пересмотр может принести бизнесу как положительные перемены, так и наоборот — загнать его в тень. Можно сказать, что единый социальный налог, о котором заговорили чиновники, является как раз таким инструментом.

Что такое единый социальный налог?

Единый социальный налог был введен в России в 2001 году.

Он заменил обязательные для всех работодателей и граждан взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования.

ЕСН обязали платить всех работодателей осуществляющих выплаты наемным работникам индивидуальных предпринимателей и граждан. Все платежи по ЕСН разделялись на несколько направлений:

  • единый социальный налог, уплачиваемый в Федеральный бюджет;
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд социального страхования (ФСС);
  • единый социальный налог, уплачиваемый в Фонд медицинского страхования (ФМС);
  • страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний в Фонд социального страхования (ФСС);
  • страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд.
  • Работодатели платили ЕСН, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды, — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

    А на долю индивидуальных предпринимателей и адвокатов пришелся ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

    Ставки ЕСН были дифференцированы в зависимости от фонда заработной платы, организационно-правовой формы и даже вида деятельности работодателей. Однако, большинство работодателей уплачивали налог по нижней шкале.

    Ряд работодателей был освобожден от уплаты ЕСН. Среди них:

    Организации, выплачивающие вознаграждения работникам-инвалидам 1,2 и 3 группы, не превышающие в течение налогового периода 100 тысяч рублей по каждому работнику.

    Общественные организации инвалидов, с количеством трудоустроенных инвалидов и их законных представителей не менее 80%, а также их региональные и местные отделения.

    Организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

    Образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, научные, информационные и прочие социальные учреждения, а также организации, созданные для оказания правовой и другой помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

  • При этом льготы не распространялись на организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых.
  • В социальные фонды бизнесу предложат оплачивать единый взнос

    Но главный принцип страховых взносов сохранился: все средства, перечисляемые работодателями, попадают в непосредственно в ПФР и ФСС и потом распределяются на пенсии, пособия и выплаты в пользу застрахованных лиц.

    При этом существует возможность для разделения пенсионных взносов на страховые и накопительные. Пенсионный фонд России самостоятельно администрирует сбор взносов и распределение полученных средств. Аналогичные права имеет Фонд социального страхования.

    Все неиспользованные средства остаются в распоряжении внебюджетных фондов.

    Отправить на почту

    Когда отменили ЕСН? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

    В каком году отменен есн и с чем это связывали?

    Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

    Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

    Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.
  • Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

    Источник: http://112ak.ru/3640-chto-zamenilo-edinyj-socialnyj-nalog/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.