+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Алексей Григорьев (Metro) предлагает отказаться от новых изменений в законе о торговле

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Алексей Григорьев (Metro) предлагает отказаться от новых изменений в законе о торговле

Авторы поправок к закону «О торговле» депутаты Госдумы (слева направо) Анатолий Аксаков, Ирина Яровая и активный пропагандист нового закона заместитель министра торговли Виктор Евтухов. ТАСС, Валентина Свистунова

Поправки к закону “О торговле” вступили в силу 15 июля 2021 года. До окончания переходного периода осталось 1,5 месяца. С нового года ретейлеры и поставщики должны строить свои отношения по новому закону.

Согласно нововведениям, совокупный размер выплат, которые получают ретейлеры от поставщиков за различные рекламные и маркетинговые услуги, ограничен 5% от стоимости поставки. Основной целью подготовки поправок была защита производителей.

Но участники рынка не сомневаются, что после 1 января сети останутся при своем и продолжат получать вознаграждения в прежнем объеме, используя обходные пути. А вот положение поставщиков, особенно мелких и средних, о которых радели законодатели, может ухудшиться.

Неотменяемые выплаты

В сумму, ограниченную 5% от стоимости закупки, входит премия за объем закупки, плата за маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги, которые сеть оказывает поставщику. Также по закону срок оплаты товаров сокращается с 10–45 дней до 8–30 дней, в зависимости от длительности хранения продукции.

Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей и защиту малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке.

Однако поверить в то, что поправки изменят ситуацию, сложно.

Опрошенные “ДП” поставщики говорят, что затраты на рекламу и маркетинг товара в магазине, превышающие установленные 5%, просто нигде не будут прописаны и производителям остается надеяться на устные договоренности с закупщиками.

До окончания переходного периода еще 1,5 месяца, но варианты обхода 5%–ного барьера, которые позволят сетям не нарушить закон и сохранить привычный уровень рентабельности, уже известны.

“Первый путь заключается в уменьшении закупочной стоимости товара с сохранением объема всех платежей по логистике, маркетингу, рекламе — товар теперь будет поставляться условно не за 100, а 70 рублей, и эти 30 будут платой за все услуги”, — говорит Петр Офицеров, генеральный директор консалтинговой компании “Офицеров и партнеры”, отмечая, что именно по этому пути могут пойти крупнейшие ретейлеры.

Штрафные санкции как замена платежей по логистике и маркетингу будут менее популярны, ожидает он. При таком варианте развития событий сеть выставляет поставщику формальный штраф, который, по сути, является оплатой услуг.

“Штрафы были и остаются, но идти по этому пути никто не хочет, потому что, во–первых, большую сумму все–таки не напишешь, а во–вторых, все шито белыми нитками, слишком велик риск пострадать”, — говорит представитель одной из торговых сетей города.

О том, что все бонусы просто перешли в резко увеличившиеся штрафы, говорит и директор по продажам агрохолдинга “Выборжец” Александр Бельковец.

По его словам, если поставщик не соглашается на это, контракт расторгается. И, наконец, третий вариант — заключение дополнительных договоров на иные юридические лица, связанные с сетью, по услугам логистики, маркетинга, рекламы и т. д. Также набирает популярность своеобразный бартер — сети в безденежной форме договариваются с производителями, чтобы те оплачивали их рекламу на ТВ и в прессе.

Быстро и мало

Время играет против производителей. Опрошенные ретейлеры говорят, что подписная кампания в разгаре.

По словам генерального директора сети “Призма” Ярмо Паавилайнена, компания только начала переговоры с поставщиками, поэтому выводы о будущем уровне цен и ассортименте делать слишком рано.

В ГК “Дикси” к 1 декабря надеются переподписать более половины договоров, подчеркивая, что во многих товарных категориях изменений не требуется.

По словам генерального директора сети гипермаркетов “Оптоклуб Ряды” Елены Стрельцовой, около 25% дополнительных соглашений с поставщиками, предусматривающих изменения в законе, уже подписано. “Учитывая то, что наша бизнес–модель не предусматривала ни бонусов, ни маркетинговых платежей от поставщиков, в нашей работе мало что меняется, сложностей не возникало”, — признает Елена Стрельцова.

Переходный период к новым условиям взаимоотношений оказался запредельно коротким, сетуют в Национальном союзе производителей молока “Союзмолоко”: “У торговых сетей сильные юридические отделы, а у небольших производителей их нет, и они могут не сориентироваться в нюансах договоров и что–то противопоставить аргументам ретейла”.

“Маржинальность ретейлеров зависит от торговой наценки, по этой причине ретейлеры будут оптимизировать ассортимент: на полках магазинов останутся наиболее оборачиваемые, разрекламированные и полюбившиеся потребителям или перспективные продукты, в развитие которых торговые сети поверят, — прогнозирует Дмитрий Востриков, директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров “Руспродсоюз”. — Из матрицы уйдут так называемые товары–балласты, занимавшие ранее “приобретенное” место на полке”.

Избежали бонусов

Некоторые производители отмечают, что им удается избежать незаконных поборов. Так, для поставщиков алкоголя занижение закупочных цен законодательно невозможно.

“Подавляющее большинство — 90% оборота алкогольного рынка приходится на торговлю алкоголем экономсегмента, а на него законом установлены минимальные цены”, — напоминает Максим Черниговский, гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга.

По его словам, любое снижение цен на алкоголь всегда объект пристального внимания контролирующих органов.

В ГК “Лосево” (производитель молочных продуктов) говорят, что и до принятия поправок у их компании не было возможности платить бонусы. Ретейлеры, которые недавно столкнулись с ростом спроса на фермерские продукты, охотно пошли навстречу небольшому, но известному производителю.

В “Лосево” надеются, что закон позволит компании улучшить экономическое состояние. “Сокращение сроков оплаты, безусловно, на руку производителям, так как поставщики сырья не готовы работать с отсрочкой”, — говорят в пресс–службе ГК “Лосево”.

Особенно это важно для предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства, так как рентабельность таких продуктов низкая, подчеркивают в компании.

“Трудно прогнозировать, на кого обновленный закон повлияет сильнее, мы видим, что большое число нюансов закон не отрегулирует, а значит, их должен отрегулировать рынок”, — оптимистичен Алексей Гулый, генеральный директор ООО “Традиционная розница” (управляет сетями “Естный” и “Ядешев”).

Мы пока столкнулись с уменьшением закупочной цены. Если раньше платили бонус около 15%, то сейчас будем платить 5%, а 10% “уйдут” в цену поставляемого товара. Такой вариант нам предлагали все наши партнеры — сети. Некоторые угрожали разорвать контракт, если не согласимся на их условия.

Сокращения сроков оплаты тоже не произошло, сети также придумали механизмы обхода. Закон изначально был очень правильный, зачастую размер выплат доходил до 30%, но, видимо, лазейки для сетей все–таки остались. На наш взгляд, стоило бы ограничить торговую наценку сетей в период кризиса.

Виктория Михайлова

исполнительный директор ООО “Иней”

Сильнее всего пострадают от нового закона малые и средние производители, а также небольшие торговые сети. Сейчас поставщики пытаются пока договориться с крупными сетями, а с прочими будут заключать договоры по остаточному принципу.

Думаю, закончим подписную кампанию к концу декабря, не раньше. Самое печальное, что об улучшениях, о снижении цен или заботе о покупателях никто не думает, единственный вопрос, которым охвачены сейчас все, — как поменять договор и не попасться, избежать штрафов.

Ни у кого нет четкого понимания, что можно, а что нельзя.

Александр Мышинский

генеральный директор ГК “Реал”

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: //www.dp.ru/a/2021/11/20/Torgovlja__dvigatel_zako

Что нового в законе о торговли

Алексей Григорьев (Metro) предлагает отказаться от новых изменений в законе о торговле

Федеральный экспертный центр «Платформа», специализирующийся на социологии и сценарных разработках, завершил исследование, посвященное влиянию на продовольственный рынок принятых в прошлом году поправок в закон о торговле.

Исследовательский проект реализуется при поддержке Союза потребителей России.

Результаты получены на основе опросов значительной группы специалистов в сфере ретейла и среди компаний-поставщиков продовольствия, а также учитывают данные количественной социологии — опросов населения, проводимых «Платформой» ранее.

Госрегулирование самоотрегулировали

Одним из ключевых выводов стала констатация того, что рынок в целом адаптировался к поправкам и находится в стабильном равновесии, сохраняет потенциал развития и привлекательность для инвесторов.

Благодаря зрелости и устойчивости рынка, его участники смогли самортизировать побочные последствия административного регулирования, используя накопленный в отрасли опыт рыночного саморегулирования. Кроме того, к компромиссным решениям подталкивают общеотраслевые риски, связанные с падением потребительского спроса.

Отправка «пакета»

Целью поправок в закон о торговле было оказание поддержки поставщикам продовольствия. В качестве инструмента использовалось административное регулирование процедур, определяющих финансовые и другие отношения поставщиков с ретейлерами.

Были законодательно сокращены отсрочки оплаты ретейла за уже поставленные продукты, ограничен размер вознаграждения ретейлерам от поставщиков за ускоренный оборот товара (ретро-бонусы).

При этом общая доля услуг ретейлеров поставщикам, включая логистику, упаковку и продвижению продукции, не должна превышать 5 процентов (ранее — 10 процентов) в цене товара.

Законодатели рассчитывали также, что эти меры окажут положительное воздействие на цены для потребителей.

На рынке фейерверка не ожидается

Оценивая эффект принятых поправок, эксперты практически едины в том, что поправки в закон о торговле, вступившие в силу с января 2021 года, не оказали определяющего влияния на рынок продовольствия.

Отдельные эксперты, характеризуя поправки, на первый план выдвигают функцию «инструмента давления на сектор экономики» (эксперт — представитель ассоциации потребителей). На практике закон не привел к заметному перераспределению влияния на продовольственном рынке. Он не стал для рынка фактором прогресса или регресса.

Исходно создав отдельные преференции для поставщиков, закон не вызвал существенных негативных последствий для ретейла. Незначительность последствий вызвала недоумение у части экспертов, не обнаруживших у закона очевидных бенефициаров.

Флуктуации на стыке поставщиков и ретейлеров

Еще одна часть экспертов указывает на стык рабочего взаимодействия поставщиков и ретейлеров, полагая, что на этом «пятачке» сосредоточены видимые эффекты поправок.

Из них некоторые плюсы для себя могут извлечь поставщики.

В частности, сокращение сроков оплаты поставок со стороны ретейла дает им возможность оптимизировать оборотный капитал и ослабить зависимость от рынка кредитов.

Соответственно, поле финансового маневра несколько сузилось для ретейла, считает эксперт от розничной компании, так как до начала действия поправок «отсрочка платежей поддерживала их финансовые показатели».

По промежуточной отчетности не прослеживается негативного влияния на финансовые показатели. Фиксируется небольшой рост у продуктового ретейла, и несколько более высокий у компаний-поставщиков.

Среди опрошенных поставщиков и ретейлеров практически никто не назвал свою сторону благоприобретателем, считая выигравшими своих контрагентов.

Что получили потребители

Для интересов конечного потребителя поправки оказались нейтральными. Опрошенные эксперты рынка не наблюдают сокращения привычного для покупателей ассортимента. Цены на продукты меняются под определяющим влиянием инфляции, а не собственных действий участников рынка.

Напротив, действия ретейлеров эксперты комментируют как сопротивление давлению инфляции. Торговые сети предпочитают компенсировать потери, оптимизируя бизнес-процессы.

Задействовать инструменты торговой наценки сейчас не в интересах ретейла, которому важнее не оттолкнуть потребителя.

«По факту мы видим, что цены выросли не больше, чем на размер инфляции — которую ретейлеры, ввиду обострившейся конкуренции, сдерживают еще сильнее», — сообщает эксперт от розничной торговли.

Ряд эскпертов-поставщиков отмечает некоторое снижение потребительских цен на их продукцию: «Во всяком случае, по нашей группе товаров — бакалейной продукции — мы даже видим снижение цен в розничной торговле».

Рынок на развилке — перед лицом отсроченных рисков

Значительно большую тревогу среди специалистов вызывают идеи усилить регулирование отрасли за счет дальнейшего административного воздействия, в частности, регулирования ценовых надбавок, установления потолка цен и прочие.

Стоит иметь в виду, что реальный разброс только опубликованных на данный момент взглядов на административное регулирование значительно шире.

Лоббистское противоборство может результироваться в пакете плохо согласованных между собой поправок. «Закон — лекарство понятное, — комментирует эксперт.

— Но неизбежные побочные эффекты существенно мешают выздоровлению». В этом случае возможны серьезные дисбалансы на рынке.

В экспертных сценариях названы вероятные последствия.

Среди негативных последствий средней тяжести — распад конкурентных механизмов с общей деградацией отрасли; разрыв логистических и торговых связей с исчезновением национального рынка продовольствия; вымывание из торгового оборота целых товарных групп и заполнение прилавков низкокачественными продуктами. А в самом тяжелом варианте прогнозируется переход к «венесуэльскому сценарию».

Ситуация на рынке продовольствия все еще остается в движении, так как последствия поправок проявляются с неодинаковой скоростью. Но более медленные сдвиги могут оказаться не только более неожиданными, но и более серьезными и долгосрочными.

После того как «сетям ограничили ретро-бонусы, многие от них вообще отказались», говорит представитель розницы. Под влиянием снижения покупательского спроса, сети с осторожностью берутся за продвижение незнакомых покупателю товаров.

Традиционно ретейлеров мотивируют к ускорению оборота своей продукции поставщики, возвращая сетям часть уже внесенной оплаты в виде ретро-бонуса. Но мотивация ретейла понизилась из-за двойного ограничения размера оплаты их услуг: как совокупной платы за сервис, так и специально ретро-бонуса.

Мотивируется только консерватизм ретейлеров в отборе поставщиков и обновлении ассортимента. Часть экспертов полагает, что в этом случае конкурентные механизмы рынка будут серьезно ослаблены. В результате затруднится выход на рынок новых производителей и поставщиков продовольствия.

Из-за отложенных рисков непредвиденные последствия только начинают разворачиваться. Побочные следствия поправок могут ударить по тому самому рыночному сегменту, который эти поправки должны были поддержать.

Специалисты рекомендуют взять паузу

Уточненная оценка рынка, учитывающая полные итоги 2021 года, станет возможна после публикации компаниями годовой финансовой отчетности.

Появятся также данные о том, как административное регулирование повлияло на инвестциклы и планы развития участников рынка.

Эксперт, крупный ретейлер подтверждает, что на серьезные вложения «компании пойдут, когда будут понимать, что правила игры хоть какое-то время неизменны».

Многие опрошенные специалисты полагают, что частые изменения в правовом поле ухудшают положение вне зависимости от содержания поправок. Законодательная лихорадка препятствует долгосрочному видению рынка и планированию, она раскачает негативные ожидания и вызовет отток инвестиций.

Потребует времени анализ постепенно дающих знать о себе отсроченных рисков, которые могут оказаться более серьезными, чем представляется. Коррекция рыночной ситуации, чтобы не усилить уже возникшие риски, должна учесть вероятность перекрестных эффектов между предлагаемыми и действующими нормами.

Чаще всего оптимальной контрольной точкой опрошенные эксперты называли осень 2021 года. Законодательную паузу до следующей осенней сессии рекомендуют взять, подчеркивая социальное значение рынка продовольствия, требующее осмотрительности в электоральный период.

Всероссийский опрос, проведенный в апреле 2021 года, позволяет оценить последствия нарушения установившегося на рынке баланса для большинства населения. Сегодня 65 процентов жителей страны покупают в сетевых магазинах хлеб, молочные продукты, муку, крупы, макароны и другие необходимые продукты.

Покупатели довольно требовательны к торговле как «миру потребления». Их предпочтения на рынке продовольствия не описываются как приоритет цены. Это более сложный комплекс значимых параметров.

Ради сокращения цен мириться с падением качества продуктов не готовы 88 процентов граждан России, с ухудшением качества обслуживания — 83 процента, с дефицитом продуктов первой необходимости — 80 процентов.

На этом фоне упрощенные административные решения могут дать обратный социальный эффект.

m.lenta.ru

Юридические услуги в Москве

Наша группа состоит из 26 квалифицированных юристов различной специализации.

Моя задача — гарантировать 100% выполнение обязательств, взятых на себя нашей юридической фирмой.

Именно поэтому мы подробно и бесплатно изучаем ситуацию и документы клиентов до заключения договора.

Это позволяет нам осознанно и осмотрительно браться только за те дела, в которых мы действительно сможем Вам помочь.

С уважением, Управляющий партнер Борисков Сергей Викторович.

Важные изменения в Законе о торговле с 1 января 2021 года

Источник: //sokolieds.ru/blog/chto-novogo-v-zakone-o-torgovli/

«Нужно заморозить новые инициативы по регулированию торговли»

Алексей Григорьев (Metro) предлагает отказаться от новых изменений в законе о торговле

2 марта 2021, 09:42 3079 просмотров

В середине 2021 года были приняты поправки в закон «О торговле», вносящие изменения в отношения между поставщиками и ритейлерами, в частности, ликвидирующие ретро-бонусы. Алексей Григорьев, глава Metro AG в России, рассказал о последствиях принятия этого закона и о том, какие поправки еще предстоят. 

В прошлом году закон «О торговле» был действительно ключевой темой, потому что после изменений, внесенных в июле 2021 года, мы претерпели резкий процесс адаптации бизнес-практик к новому регулированию. Основная сложность заключалась в необходимости переходить на новую модель взаимодействия с поставщиками.

Неточность понятийного аппарата и, вообще, качество юридической техники при формировании норм закона привели к тому, что рынок был вынужден ждать разъяснений со стороны государства.

Сначала они последовали со стороны ФАС в сентябре, потом самые важные разъяснения мы получили в ноябре 2021 года, при том что дедлайн адаптации к новому регулированию был установлен 31 декабря. В итоге в отношениях с тысячами поставщикам пришлось переходить на новые контракты в течение считанных недель.

С января 2021 года мы начали работать по условиям нового закона. И сразу последовал очередной шок, вызванный массивными проверками ФАС на предмет соответствия торговых сетей требованиям закона.

На торговлю обвалилась масса проверяющих, действовавших не в самом скоординированном режиме.

Торговле пришлось отвлечь много сил на работу с проверками, в частности, на подготовку тонн бумажной документации, затребованных проверяющими.

Последствия поправок в закон «О торговли»

Когда перспективы принятия закона еще только обсуждались, торговые сети формулировали возможные риски. Мы говорили об угрозе повышения цен, о потерях малого и среднего бизнеса как со стороны поставщиков, так и стороны ритейлеров, о риске сокращения ассортимента и ввода новых продуктов.

Что мы видим через год с лишним после принятия закона? Во-первых, поставщики лишились возможности управлять продвижением своих товаров в торговых сетях.

Упразднение безлимитных маркетинговых и логистических платежей и ограничение всех вознаграждений до 5% привели к тому, что этими инструментами практически пользоваться не приходится.

Законодательство построено так, что риск превышения 5% барьера в силу разного рода обстоятельств может наступить очень легко, а из ритейлеров никто не хочет идти на нарушения закона.

Во-вторых, из-за отсутствия маркетинговых инструментов торговые сети стали проявлять большую сдержанностьпривводе нового товара. Ведь ритейлерам уже нельзя будет делить риски с поставщиками, если вдруг товар «не пойдет».

В-третьих, из-за ограничения возможности делить маркетинговые риски, торговые сети стали больше ориентироваться на маржинальность товаров. Торговле пришлось сокращать ассортимент за счет менее маржинальных товаров, если это не сказывалось на траффике.

Таким образом, мы видим, что закон «О торговле» сработал совсем не так, как хотели и планировали его инициаторы. А вот те риски, о которых мы предупреждали, во многом сбылись. К счастью, не реализовался риск повышения цены. Здесь, как раз именно сами сети сработали на удержание инфляции на приемлемом уровне.

В ходе переговорных компаний с поставщиками у нас получилось сдержать тенденцию повышения закупочных цен, чего добивались поставщики.

Ведь мы хорошо понимали, что по экономике наших процессов увеличение закупочных цен товаров пришлось бы транслировать в цену для конечных потребителей, а этого рынок и тогда и сейчас принять никак не может.

Приоритеты регулирования отрасли

Мы видим, что в отсутствие объективной официальной оценки последствий принятия поправок из-за недовольства поправками 2021 года сейчас предпринимаются новые действия по дальнейшему регулированию в сфере торговли. Так, внесен законопроект о запрещении возвратов продовольственной продукции, есть и другие законодательные инициативы.

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна законодательная инициатива, реализованная не самым эффективным образом, тут же трансформируется в новую, которая способна вызвать новые шоки для рынка.

На наш взгляд, любые новые инициативы нужно заморозить до окончательного анализа и официального разбора последствий принятия поправок в закон «О торговле» 2021 года. Приоритет следует отдать теме саморегулирования. Здесь нужно провести адаптацию Кодекса добросовестных практик к новому закону и усовершенствовать существующие модели и механизмы саморегулирования.

И самое главное – нам нужна четкая государственная стратегия в отношении торговли, потому что рынок переживает столько потрясений, столько непредсказуемых действий со стороны регуляторов, что участникам становится не слишком комфортно на нем работать.

Мы ждем от государства, что государственная политика в Российской Федерации и действия всех ветвей власти в отношении потребительского рынка станут более предсказуемыми и стратегически выверенными.

Статья относится к тематикам: Бизнес мнения Подписывайтесь на нашканалвTelegram иЯндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.

В середине 2021 года были приняты поправки в закон «О торговле», вносящие изменения в отношения между поставщиками и ритейлерами, в частности, ликвидирующие ретро-бонусы. Алексей Григорьев, глава Metro AG в России, рассказал о последствиях принятия этого закона и о том, какие поправки еще предстоят. 

В прошлом году закон «О торговле» был действительно ключевой темой, потому что после изменений, внесенных в июле 2021 года, мы претерпели резкий процесс адаптации бизнес-практик к новому регулированию. Основная сложность заключалась в необходимости переходить на новую модель взаимодействия с поставщиками.

Неточность понятийного аппарата и, вообще, качество юридической техники при формировании норм закона привели к тому, что рынок был вынужден ждать разъяснений со стороны государства.

Сначала они последовали со стороны ФАС в сентябре, потом самые важные разъяснения мы получили в ноябре 2021 года, при том что дедлайн адаптации к новому регулированию был установлен 31 декабря. В итоге в отношениях с тысячами поставщикам пришлось переходить на новые контракты в течение считанных недель.

С января 2021 года мы начали работать по условиям нового закона. И сразу последовал очередной шок, вызванный массивными проверками ФАС на предмет соответствия торговых сетей требованиям закона.

На торговлю обвалилась масса проверяющих, действовавших не в самом скоординированном режиме.

Торговле пришлось отвлечь много сил на работу с проверками, в частности, на подготовку тонн бумажной документации, затребованных проверяющими.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.